Если это произойдет, они больше не будут выдавать людям медполисы. Да и финансовые потоки из территориальных фондов ОМС потекут напрямую в больницы и поликлиники, минуя посредничество страховщиков.
Законопроект об этом внесен в Госдуму.
Как говорится в пояснительной записке, сегодня функция страховщиков по сути - это посредничество между государством и госучреждениями здравоохранения. Но эта же обязанность есть и у территориальных фондов ОМС.
Кроме того, по мнению депутатов, попытка придать страховым компаниям статус защитников пациентов является ошибочной. "Достаточно представить эту ситуацию в реальном секторе страхования, где, например, страховщик КАСКО защищает права застрахованного. Не может продавец защищать права потребителя, как и страховщик не может защищать интересы застрахованного, в частности, от самого себя", - говорится в "поясниловке".
Но и это еще не все. По мнению парламентариев, за 20 с лишним лет, несмотря на наличие полномочий по защите прав застрахованных, страховые организации эту задачу не решили и решить не смогут, потому что тут есть прямой конфликт интересов: увеличение объемов и качества помощи, в которых заинтересованы пациенты и врачи, прямо противоречит интересам страховщика по сокращению расходов.
По данным Счетной палаты, расходы на страховые компании за 2014-2015 годы составили 54 миллиарда рублей. На эти деньги, убеждены авторы законопроекта, можно было бы, например, провести пилотные проекты в регионах по бесплатному лекарственному обеспечению. "Таким образом, нет ни одного аргумента в защиту сохранения страховых медицинских организаций в системе ОМС и что указывает на необходимость их полного оттуда вывода", - подытоживает пояснительная записка. Там же уточняется - сделать это можно в течение одного-двух лет.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский согласен с идеей законопроекта. "Система здравоохранения нуждается в чистке от всего лишнего. Выполняя функцию заинтересованного в извлечении доходов посредника, страховые компании мешают государству эффективно управлять его же государственными учреждениями. Эти потери очень трудно исчислить деньгами, но царящий в здравоохранении хаос точно связан и с присутствием лишних звеньев, - сказал Саверский "РГ". И продолжил: - Основная задача страховых медицинских организаций - извлечение прибыли на основе цепочки договоров с фондами ОМС и медучреждениями, а значит, они - часть финансовых и правовых отношений в системе здравоохранения. И если возникает конфликт пациента с этой системой и страховщик встает на его сторону, выстроенная им система договорных отношений оказывается под угрозой - страховщик фактически начинает судиться против своих партнеров по ОМС, на которых он зарабатывает деньги". "Здесь очевидно наличие прямого конфликта договорных интересов с защитой прав застрахованных. Это объясняет единицы судебных разбирательств на стороне пациентов, притом что нарушения при оказания медпомощи выявляются миллионами", - говорит Саверский.
Тем временем, в Госдуму внесен еще один законопроект - предлагающий разграничить платные и бесплатные услуги в здравоохранении так, чтобы государственные и муниципальные медучреждения лечили людей исключительно бесплатно - за счет бюджетных средств и денег ОМС, а частные клиники - исключительно платно и не получая поддержки от государства.