Перекресток шоссе Энтузиастов и Третьего транспортного кольца трамваи N 8, 12 и 46 проезжают теперь почти не притормаживая. Над путями рядом с перекрестком висят детекторы движения. Они "видят" трамвай примерно за 100 метров и отправляют команду светофору. Тот включает красный, останавливает два потока, идущих с Третьего транспортного кольца, а трамвай спокойно едет дальше.
По словам Дмитрия Горшкова, замруководителя ЦОДД, трамваи и водители личных авто стали терять здесь времени в пять раз меньше, чем раньше. Трамваям приходилось стоять здесь по 90 секунд, ожидая, пока для них включится разрешающий сигнал, а водителям - впустую стоять на "красный", хотя трамваев и вовсе не было. Теперь трамвай ждет максимум 17 секунд, и то далеко не каждый раз.
Для водителей же на светофоре, когда бы они ни подъехали, всегда горит оставшееся время до красного "3 секунды". "Для того чтобы они были внутренне готовы к тому, что светофор, "увидя" трамвай, может переключиться в любой момент", - поясняет Дмитрий Горшков.
Перекресток на шоссе Энтузиастов и ТТК стал первым в промышленной эксплуатации зеленой волны для общественного транспорта. До этого ЦОДД провел два эксперимента с адаптивными светофорами. Один в Зеленограде на Солнечной аллее - там поставили датчик на поворотный карман. Зеленая стрелка загоралась только тогда, когда к ней подъезжала машина. В итоге на проезд светофора раньше требовалось 8 минут, а сейчас не больше 1,5. Второй опыт идет в течение нескольких месяцев в Медведково, где в одну систему увязаны светофоры нескольких перекрестков, а также подгружаются данные с навигационных систем трамваев, которые здесь ходят. Интеллектуальная транспортная система смотрит время прибытия, заложенное в расписании, сравнивает его с реальным местонахождением трамвая на маршруте и в зависимости от ситуации выдает приоритет. Если трамвай опаздывает, зеленый включается немедленно.
По словам Дмитрия Горшкова, по заявкам "Мосгортранса", к следующему году ЦОДД планирует оборудовать 600 мест приоритетного проезда общественного транспорта, причем не только для трамваев, но и для автобусов. Как и в Медведкове, в каждом из них интеллектуальная транспортная система будет проверять, не отстает ли автобус от графика, сверяясь с навигационной системой установленной в транспорте, и в случае необходимости включит "зеленый" автобусу, идущему по выделенной полосе.
Отметим, что результаты этой работы уже сейчас чувствуют москвичи - это показывает статистика. Пассажиров в наземном транспорте Москвы только за прошлый год прибавилось по 600 тысяч в день, всего же автобусы, троллейбусы и трамваи ежедневно возят более чем 7 млн человек. Столичные власти активно развивают маршрутную сеть. Появилась автобусная сеть "Магистраль", которая теперь в центре довезет почти до любой точки. А полуэкспрессов уже десяток. Есть даже хордовый автобусный маршрут, позволяющий быстро перемещаться между южными и западными районами. Благодаря ему от "Каширской" до "Профсоюзной" теперь можно доехать за 20 минут, а до Филей - за 40. И всего лишь за 35 рублей.