А представить картину Плачидо приехал вместе с женой - Федерикой Винченти. Она - продюсер фильма. И "Семь минут" - не первая картина, над которой 71-летний Плачидо и его 33-летняя супруга работают вместе.
После утреннего пресс-показа фильма, отвечая на вопросы журналистов, Микеле Плачидо рассказал о том, что очень волнуется: узнал, что на закрытии 39-го Московского кинофестиваля ему вручат главный актерский приз имени Константина Станиславского "Верю!".
"Мне вручат приз имени Станиславского, и я этим очень горжусь, поскольку вышел из театра. Для меня этот приз, как "Оскар", - сказал Микеле Плачидо.
И потом, продолжил, отвечая на вопрос коллеги о том, на кого он ориентировался, когда начинал свой путь в искусстве: "Я уже не раз говорил, что моими учителями были: номер один - Лев Толстой, номер два - Федор Достоевский, номер три - Антон Чехов, номер четыре - Александр Пушкин, и список могу продолжить. Мы в Европе еще даже не соприкоснулись с этим величием. Вот они, мои учителя. А Станиславский - потомок этих людей. От Станиславского пошло и крупнейшее американское направление - я имею в виду школу Ли Страсберга. Вот почему меня так тронула эта премия. Я - "сын" этих "отцов". Надеюсь, заслуженно. И своим ученикам я говорю, мол, не могу вас научить тому, что до меня сделали другие, так что идите и как можно больше читайте, а потом вернетесь ко мне, и мы наладим беседу".
После этого Микеле Плачидо ответил на вопросы обозревателя "РГ".
Что для вас означает Московский кинофестиваль, и что можете сказать о Никите Михалкове - вы упомянули и его фильм "12", когда вас спросили о параллелях между картинами "Семь минут" и "12 разгневанных мужчин" Сиднея Люммета?
Микеле Плачидо: Я считаю, что ММКФ - очень важный фестиваль. Российская публика многочисленна, и ваша страна - огромный рынок. Поэтому я надеюсь, что мой небольшой фильм получит через ваш фестиваль большую зрительскую аудиторию, поскольку Никита Михалков - не просто кинематографист, а человек, который в курсе, как происходит продвижение на крупном кинорынке. И он прекрасно знает, что на московском кинофестивале разворачивается громадная битва: нужно утвердить европейское кино, чтобы противопоставить его американскому.
Работницы фабрики - героини вашего фильма - стоят перед выбором, а что для вас самого означает "определить свой путь"?
Микеле Плачидо: Мы живем в таком мире, когда каждый выстраивает свою дорогу. Я сделал свой выбор в те времена, когда был помоложе. Он - рискованный, поскольку на дворе - век терроризма и безработицы. Я сделал выбор - идти навстречу борьбе. И в мире, и в пьесе Стефано Массини, по которой поставлен фильм, все - в подвешенном состоянии. Так что, по сравнению с пьесой, мы решили сделать выбор также в пользу борьбы.
Премьера фильма "Семь минут" была в прошлом году в ноябре на Римском фестивале…
Микеле Плачидо: Да. Он также участвовал в двух фестивалях во Франции, и мы каждый раз получали приз зрительских симпатий. Проблема Московского кинофестиваля в том, что зачастую он не является первоочередным для многих мировых звезд, которые хотят представить свои картины.
Почему вы лично не сделали премьеру картины у нас, и, соответственно, не попали в конкурс?
Микеле Плачидо: Я хотел! Но мы должны были выбрать фестиваль в течение прошлого года - наш фильм просто обязан был появиться в октябре-ноябре. Финансовые и технические проблемы, ссуды в банке и так далее. Вы на пресс-конференции произнесли такую фразу "Однако я приговорен работать в полицейском жанре, потому что публика просит криминал".
Вы на пресс-конференции сказали: "Я приговорен работать в полицейском жанре, потому что публика просит криминал". У нас многие вас знают как комиссара Катаньи из сериала «Спрут». Есть ли в планах еще какой-то сериал на криминальную тематику?
Микеле Плачидо: Я как режиссер только что закончил свой новый проект - сериал "Субурра" про римскую мафию. Он выйдет в октябре в 190 странах мира одновременно, поскольку это первая продукция интернет- платформы "Нетфликс" в Италии. В России вы также его увидите.
Что означает слово "субурра"?
Микеле Плачидо: Это место в старом Риме - площадь, где народ встречался со знатью. Там же заключались с сделки между властными структурами и преступным миром. Это как Римский форум, где, например, беседовали Юрий Цезарь и народ. Но встречаться там было опасно - Цезарь был убит именно на Римском форуме.
Действие вашего фильма происходит в наши дни или во времена Цезаря?
Микеле Плачидо: Сегодня, в современности, потому что ничего с тех пор не изменилось.
Что вы думаете про "Нетфликс"? За ним будущее?
Микеле Плачидо: Крупные кинофестивали, уж не знаю, как Московский, но такие, как Каннский и Венецианский, все больше отдаляются от публики - варятся в своем соку. Но сегодня большое потребление кино - это сериалы и фильмы, которые появляются на таких платформах как "Нетфликс". И многие авторы и режиссеры находят финансовые возможности, чтобы делать свои фильмы на этой платформе. В особенности потому, что авторское кино всегда финансировалось государством. А сейчас министерство культуры Италии мало выделяет денег на кино - только для молодежи.
При этом масштабные интернет-платформы кино финансируют. Не случайно большие фестивали открываются для фильмов телевизионных. Например, сериал "Молодой папа" Паоло Соррентно был показан в Венеции. "Твин Пикс" - в Каннах. Это были события даже в большей степени, чем некоторые фильмы.
Вопрос по поводу нового фильма "Карло ди Пальма: цветы жизни" (Acqua e zucchero: Carlo Di Palma, i colori della vita), где вы появляетесь вместе с такими людьми, как Бернандо Бертолуччи, Кен Лоуч, Франческо Рози, Этторе Скола, Вим Вендерс и другими.
Микеле Плачидо: Это документальный фильм знаменитого оператора Карло ди Пальма, который работал с Вуди Алленом и Франческо Рози. Мы также сотрудничали. А в этой картине мне доставило удовольствие работать с ним в качестве актера.
- Этот фильм выходит за рамки моего режиссерского профиля. Я ассоциируюсь с полицейскими историями и преступлениями. Но даже в России немногие знают, что я много работал в женском мире. Женщины с яркими характерами были героинями моих картин, которые, может быть, не очень известны в вашей стране. Женщины с политической биографией, которые сделали карьеру, истории о поэтессах, которые защищали батальоны феминизма в прошлом веке и другие.
- Это маленький фильм, но он понимает много вопросов. Он касается диалога Англии с Евросоюзом, Украины с Россией, и многих стран на Западе. - Я начал свою режиссерскую карьеру с социально-значимого фильма - про молодого африканца, который приезжает в Италию собирать помидоры, чтобы накопить денег на университет в Болгарии. Я говорю об этом, потому как считаю: режиссер должен рассказывать о реальных фактах и механизмах в нашей жизни. Когда эта фабрика, на которой мы снимали фильм, была основана, на ней было 700 работниц. Сейчас осталось 300. И в массовке участвовали многие уволенные сотрудницы фабрики. И такое происходит постоянно. И один курьез: сценарий сделан по пьесе Стефано Массини. И на основе этой пьесы сейчас в Париже будет поставлена опера. Эту пьесу "Семь минут" ставят многие театры мира. И на Бродвее - два спектакля Стефано Массини. Один из них - "Семь минут". Я не уверен, что эта проблема есть и в вашей великой стране. Но как театральная постановка это может иметь успех и у вас.
- Тяжело ли, когда на площадке сразу 11 актрис? Например, Наталья Пикколо - моя подруга, и она была моей "первой скрипкой", и также - сорежиссером. И у нее огромный опыт с точки зрения художественной и артистической. А я всегда своим женщинам доверял в жизни. Сестрам, маме и всем остальным. Потому что, если что-то случается и возникает какая-то проблема - женщина всегда ближе к природе-матери. И, если я приду к убеждению, что есть что то превыше нас - это будет мать-богиня, а не мужчина-бог.