Почему водителей-инвалидов стали чаще штрафовать за нарушение КоАП
Эта проблема имеет очень много всяких нюансов. Дело в том, что Правилами дорожного движения установлено требование о том, что такой знак можно устанавливать на автомобиль, которым управляет или который перевозит инвалида первой или второй групп либо ребенка инвалида. Если водитель едет на автомобиле с таким знаком без инвалида в кабине, то его привлекут к ответственности по части 4.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает штраф пять тысяч рублей, а также конфискацию знака. Но так как конфисковать знак без решения суда сотрудники ГИБДД не могут, то эти дела будут рассматриваться судом. И мировые судьи выносят в этом случае, как правило, довольно суровые приговоры.
Казалось бы, все ясно. Однако образовалась неоднозначная ситуация. С ней столкнулся читатель "Российской газеты", инвалид третьей группы. Он обратился в департамент транспорта города Москвы за получением удостоверения, разрешающего парковку на местах, предназначенных для инвалидов.
Это удостоверение он получил и был внесен в реестр инвалидов города. Надо напомнить, что в столице парковаться на местах для инвалидов могут только те, кто внесен в этот самый реестр. При этом на самом автомобиле должен быть знак "инвалид".
Но, как только водитель покинул стоянку, его остановили сотрудники ГИБДД и предъявили ему претензии, что знак "инвалид" установлен на его автомобиле незаконно. Дело было направленно в суд, и судья признал его виновным. То есть этому инвалиду придется заплатить штраф 5 тысяч рублей, а также отдать знак "инвалид".
Проблема заключается в том, что в федеральном законе N 181 о социальной защите прав инвалидов эти граждане не подразделяются на группы. Каждый из них имеет право на льготы, установленные законом.
Правила же дорожного движения устанавливают льготу в виде бесплатной парковки только для инвалидов первой и второй групп, а также детей инвалидов и тех, кто их перевозит.
Таким образом, инвалиды третьей группы, которые получили в Москве разрешение парковаться на местах для инвалидов и обязаны носить знак "инвалид", по Правилам дорожного движения - нарушители. И сотрудники ГИБДД довольно легко привлекают их к ответственности.
Понятно, что федеральный закон по статусу выше всех остальных нормативных актов. Но дьявол кроется в деталях. В законе прописано, что правительство или региональные власти могут предоставлять инвалидам большие льготы и социальные гарантии, чем предусматривает закон.
Притом что этот закон никоим образом не регулирует дорожное движение. То есть к этому пункту правил можно относиться двояко: либо он расширяет права инвалидов первой и второй групп, либо, наоборот, дискриминирует инвалидов третьей группы. И в том и в другом случае правоприменение части 4.1 статьи 12.5 КоАП противоречит нормам закона. Если правила выделили инвалидов первой и второй групп, это не значит, что регион не может предоставить такие же права инвалидам третьей группы.
Но, с другой стороны, статус региональных законов ниже статуса постановления правительства. И как быть в этой казусной ситуации? Ответов на этот вопрос нет ни у ГИБДД, ни у местных властей.
Открытым остается и вопрос о привлечении к ответственности тех, кто перевозит инвалидов. Простейшая ситуация: водитель со знаком и с разрешением привез инвалида на вокзал, встал на парковке для инвалидов, посадил пассажира на поезд, вернулся к машине. И тут его останавливает сотрудник ДПС: "На каком основании пользуетесь инвалидной парковкой?" А инвалид со всеми документами к этому моменту уже уехал.
К сожалению, перевозка инвалидов оборачивается для водителей не только лишними сложностями на дороге, но и вполне конкретными административными делами. Сотрудники ГИБДД, а также прочих служб, не могут выявить нарушителей, когда те занимают чужое место на парковке. Зато в дороге, где знак "инвалид" не дает никаких преимуществ перед другими, водителя поймать можно.