Благосутроенные московские кварталы станут достопримечательностями

К осени завершится одна из самых серьезных реконструкций центра столицы за последние годы по программе "Моя улица". И хотя некоторые объекты вроде Якиманской набережной уже открылись после благоустройства, на большинстве площадок работы в самом разгаре.

К примеру, Остоженка, Волхонка, Пречистенка, 1-я Тверская-Ямская перерыты и перегорожены во многих местах. Расширяются тротуары, меняются коммуникации, разбиваются новые цветники и скверы. Целые кварталы скоро станут не просто прогулочными зонами, но и новыми достопримечательностями Москвы.

Город-музей

Реконструкция на Волхонке, утверждают эксперты, перевернет представление о дизайне городских территорий. Деревья здесь высадят так, чтобы они сами направляли туристов и горожан к музеям. Например, около здания Галереи искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков появятся растения, как на картинах Клода Моне и Поля Синьяка. Прохожий сразу поймет - рядом выставка импрессионистов. Между зданиями-памятниками Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина станет удобнее переходить: два переулка в окрестностях Волхонки - Колымажный и Малый Знаменский - станут полностью пешеходными. Да и на самой Волхонке пешеходам будет удобнее, так как проезжая часть сократится с 6 до 4 полос, а тротуары за счет этого расширятся.

К 2023 году Волхонка и прилегающие улицы станут частью музейного города. Такой проект несколько лет назад здесь предлагал реализовать британский архитектор Норман Фостер - его аналоги есть в Амстердаме, Валенсии, Вене и Берлине. Самое место арт-кварталу и на Волхонке. Здесь что ни здание - достопримечательность. Галерея Ильи Глазунова, храм Христа Спасителя (где, кстати, тоже есть музей), комплекс зданий ГМИИ имени Пушкина. Но концепцию Фостера тогда "завернули". А сегодня за основу взяли концепцию Юрия Григоряна, по которому квартал от метро "Кропоткинская" до Боровицкой площади превратится в музей под открытым небом. Даже старейшая бензоколонка Москвы, которая была здесь с 1930-х годов и сейчас смотрится нелепо, станет своего рода арт-объектом. Вокруг нее построят информационный центр, где можно будет узнать все о работе главных столичных музеев.

Другие берега

Впервые за историю Москвы началась и масштабная реконструкция 12 набережных. Самые разительные перемены москвичи увидят на Москворецкой, Гончарной, Андреевской и Котельнической набережных. Сейчас по большому счету набережная - это просто полоска асфальта вдоль реки. Архитекторы же обещают превратить берега в живописный беговой, прогулочный и велосипедный маршрут. На Москворецкой набережной, например, можно будет отдохнуть у воды, а до реконструкции спуститься вниз было нельзя.

А вот Андреевская набережная и так двухуровневая, но и ее ждут перемены. Ее украсят небольшие балконы - смотровые площадки. Появятся и несколько зон: беговая, велосипедная, парковая и собственно речная - спуск к Москве-реке обустроят так же, как и на Москворецкой набережной. Почти на треть увеличится пешеходная зона на Гончарной набережной, при этом сеть беговых и велодорожек не прервется. Самое интересное инженерное решение - на Ростовской набережной. Там строители изменят геометрию склона с таким расчетом, чтобы на одном из ярусов можно было показывать световые инсталляции - это в Москве сейчас очень популярно.

Дворовое кольцо

Заглянет "Моя улица" даже во дворы жилых домов на Садовом. Практически каждый из них станет настоящим парком со своим дизайном. Возьмем сквер у дома N13 на Маросейке. Там можно прогуляться по целой галерее дворов, которые упираются в заброшенный сад. Его решено благоустроить, а смысловым центром сделать фасад исторического здания, построенного в конце XIX века.

Завершится в этом году и давно ожидаемая реконструкция Бульварного кольца. Фасады всех исторических зданий здесь обновят и создадут еще один прогулочный маршрут. Центром кольца станет Хохловская площадь, вид которой давно портил строительный котлован за забором. Вместо него предстанет удобный амфитеатр, где можно устраивать лекторий, как на Лубянке, или концерты под открытым небом. Новый образ Хохловской площади сформируют вокруг сохранившейся части древнего Белого города. Она окажется в амфитеатре, а на верхнем ярусе обустроят широкую прогулочную зону с летними кафе и велопарковками. Трамвайные линии после всех работ на Бульварном кольце окажутся полностью обособленными. Благодаря этому вагоны больше не будут стоять в одной пробке с машинами.

Все дороги - в "Зарядье"

Но самое главное чудо "Моей улицы" - пешеходная зона, которая пройдет от площади Революции до парка "Зарядье". Основой этого маршрута, как уже писала "РГ", станут Богоявленский и Рыбный переулки. Их замостят гранитными плитами, поставят удобные скамейки, заменят освещение. А осенью высадят новые деревья. Подготовительная часть работ уже стартовала: строителям предстоит переложить все инженерные коммуникации. В перспективе новое пешеходное пространство расширится еще дальше: строящийся парк "Зарядье" постепенно соединят с комплексом Военной академии имени Петра Великого, территорию которой откроют для пешеходов - в результате получится целый квартал, подобный музейному.