В Третьяковке открылась выставка панно Марка Шагала

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка панно Марка Шагала в рамках широкомасштабной экспозиции "Русский авангард".

В собрании Третьяковской галереи имеется большая коллекция графики Марка Шагала, в том числе иллюстрации к "Мертвым душам", которые мастер лично подарил галерее. А вот живописных работ всего 12. Зато какие! Одна из них - "Над городом" - "полет" художника с женой Беллой над родным Витебском.

Семь панно Шагала уже побывали в 45 городах мира, а вот в России, причем в рамках постоянной экспозиции, они выставлены впервые.

Эта серия была создана Шагалом в 20-е годы, когда он покинул Витебск и созданное им училище, после разногласий с Казимиром Малевичем, переехал в Москву и тут же получил крупный заказ.

А в витебском училище теперь во время "Славянского базара" располагается штаб, а знаменитый шагаловский василек стал его эмблемой.

В 1918-1920 годах Марк Шагал был главным художником всенародных постановок в Витебске. Под его руководством создавались монументальные панно на холстах, они украшали фасады зданий, стояли на крышах домов во время митингов и демонстраций.

В конце 1920 года, уже в Москве, Эфрос пригласил Шагала для создания декораций к первому спектаклю Еврейского камерного театра по миниатюрам Шолом-Алейхема.

При осмотре помещения Шагал внезапно объявил, что распишет также и стены. В ноябре-декабре этого же года художник создал 8 композиций для маленького зала на 90 мест.

Сам зал был переоборудован из парадных гостиных дома купца 1-й гильдии Гуревича по Большому Чернышевскому переулку. Зал из-за обилия росписи получил название "шагаловская коробочка". Семь стенных панно были написаны на холстах за два месяца. На панно присутствует и вся семья Шагала: он и жена Белла с крохотной дочерью Идой представлены портретно, а многочисленная родня материализовалась в форме надписей.

Имена отца с матерью, бабушки, дедушки, дядюшек, сестер, брата выписаны мельчайшими буковками вокруг геометрических узоров на клоунских штанах флейтиста.

Панно провисели до 1925 года, затем их перенесли в фойе здания по Малой Бронной улице, где театр играл спектакли с 1922 года.

В 1937 году панно были свернуты и спрятаны. По легенде, спас их Александр Тышлер, доставивший шедевры в августе 1952 года в Третьяковскую галерею.

Композиции были показаны лишь в июне 1973 года, их развернули перед Шагалом, в первый и последний раз посетившим СССР.