Уральская торговля не успела перейти на онлайн-кассы

Как известно, с первого июля реализация товаров и услуг в России должна осуществляться через кассовые аппараты, передающие данные налоговой инспекции через Интернет при помощи оператора фискальных данных. Однако выполнили требование закона далеко не все предприниматели. И дело не только в том, что в сельской глубинке местами до сих пор просто нет Интернета. Как оказалось, производители онлайн-касс не в состоянии обеспечить потребности рынка.

…В гигантском магазине тканей в Екатеринбурге покупателей отправляют по крутой лестнице на второй этаж, где работает единственная подключенная к Интернету касса. Здесь очередь с неизбежными сварами. Несколько покупателей в раздражении покидают магазин, отказываясь от покупки уже отрезанной ткани.

- Несем убытки, а что делать? Одна касса на весь магазин у нас останется как минимум до сентября. Производитель обещает доставить новые аппараты только в начале осени, - разводит руками директор торговой точки Светлана Хлопотова.

По данным УФНС, в Свердловской области к установленному законом сроку заменить кассовый парк сумели 35-45 процентов предпринимателей. Как сообщили на заводе - официальном производителе контрольно-кассовой техники (ККТ) из реестра ФНС, причина проволочки - недопоставка комплектующих, а вообще-то предпринимателям не следовало тянуть до последнего, а заказывать "обновку" загодя.

Пока получить новые терминалы смогли лишь самые предусмотрительные - оплатившие заказы в прошлом году. Так, один из официальных производителей ККТ на 29 июня еще не отправил покупателям товар, оплаченный в феврале. Другой сейчас отгружает продукцию, заказанную в апреле. В заключенных в мае договорах указан 90-дневный срок поставки.

"Хронический дефицит" (термин официального производителя) вызвал появление спекулянтов. В Интернете можно найти предложения типа: "Онлайн-касса - завтра", но скорость поставки компенсируется ценой - за фискальный блок вместо семи тысяч рублей просят до 15 тысяч.

- После перехода на онлайн-кассы заявленное снижение финансовой и административной нагрузки обернулось двукратным увеличением. Так, минимальная стоимость одного кассового места раньше оценивалась в 12-15 тысяч рублей - теперь в 27-30 тысяч, - подсчитывает предприниматель из Шадринска Владимир Бажутин. - Минимальные расходы на эксплуатацию одной кассы были около 10 тысяч в год - стали 20 тысяч. Добавились траты на передачу информации через Интернет (1000 рублей), ее хранение у оператора фискальных данных (3000), на оформление квалифицированной цифровой подписи (2-5 тысяч), выросли и расходы на чековую ленту, так как размер чека увеличился примерно вдвое.

Что касается трат, то в рамках реформы обсуждается возможность налогового вычета для предпринимателей, приобретающих новую кассовую технику. По данным ФНС России, сейчас в стране зарегистрировано около 850 тысяч онлайн-касс, которые ежедневно передают информацию о 70 миллионах чеков.

Хорошая новость - налоговой службе известно о "колдобинах" на пути внедрения онлайн-отчетности. В конце июня по инициативе ФНС минфин выпустил письмо-разъяснение, согласно которому налогоплательщиков не будут привлекать к административной ответственности, если они своевременно приняли меры для перехода на новый порядок, но по не зависящим от них причинам процесс затормозился.

В свою очередь, глава ФНС РФ Михаил Мишустин поручил руководителям региональных управлений обеспечить возможность применения старой техники. То есть, если предприниматель заказал ККТ, но вовремя не получил, он может работать на старых кассах, не боясь наказания. Главное - чтобы покупатель получил подтверждение расчета.