Что тормозит программу капремонта в Кузбассе

Программа капитального ремонта многоквартирных домов в Кузбассе реализуется неэффективно. К такому выводу пришли эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ), проанализировав в очередной раз работу регионального оператора. Причина, по мнению общественников, кроется в системных ошибках и бездействии региональных и местных властей.

Задачи оператора - организовать сбор взносов у собственников жилья и провести ремонтные работы, проследить за их качеством, взыскать задолженность по платежам. Однако к выполнению перечисленных пунктов есть вопросы, в том числе - у прокуратуры, не так давно обнародовавшей результаты проведенных проверок. Так, по данным надзорного ведомства, с начала реализации программы (декабрь 2014 года) региональный фонд недополучил 500 с лишним миллионов рублей. Между тем общественники полагают, что на самом деле "недостача" гораздо больше - почти миллиард. При этом свыше восьмидесяти миллионов рублей приходится на задолженность органов местного самоуправления по взносам за капремонт помещений, принадлежащих муниципалитетам. Проверка показала, что практически ни один из них не вносит обязательную плату. Хотя ряду глав городов и районов прокуроры сделали предостережения о необходимости соблюдать российское законодательство.

- Несмотря на то что мы уже не первый год держим ситуацию на контроле и говорим о необходимости перечисления средств за пользование муниципальной собственностью, некоторые территории так и не включили расходы на капремонт в бюджеты 2017 года, - подчеркнул руководитель рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" в Кемеровской области Юрий Скворцов. - В свою очередь невнимательность депутатов областного Совета, которые должны были предусмотреть в бюджете расходы на деятельность регионального оператора, привела к тому, что финансовые потери оказались несопоставимыми с затратами на приобретение программного обеспечения, необходимого для учета начисляемых платежей.

В результате ПО внедрили с серьезным опозданием, и теперь у регоператора нет полной информации о накопившейся задолженности по взносам. Кроме того, не торопятся сообщать сведения о должниках управляющие организации, начисляющие сборы и перечисляющие их потом в фонд капремонта. Дело в том, что до сих пор так и не урегулирован вопрос выплаты агентского вознаграждения за эти услуги.

По мнению экспертов, чтобы повысить эффективность контроля собираемости "капремонтных" денег, обладминистрации и местному парламенту следует изучить материально-техническое состояние регоператора и его обеспеченность кадрами.

К слову, за два с половиной года в фонде капремонта сменилось уже пять руководителей и, соответственно, команд. Неудивительно, что на этом фоне прокуратура выявила множество нарушений. Как уточнила прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан и правовых актов областной прокуратуры Елена Гордиенко, в их числе - факты неправомерного использования взносов, собранных с собственников помещений. Управляющие компании попросту не перечисляют то, что собрали, на счет регоператора. В четырех случаях вынесены постановления о рассмотрении возможности возбуждения уголовного дела, и два дела уже расследуют.

Обнаружили проверяющие и факты изготовления и использования заведомо подложного документа - решения общего собрания собственников жилья, послужившего основанием для проведения капремонта. Один из примеров - многоэтажка на улице Хитарова в Новокузнецке. В марте 2017 года там был установлен факт подделки протокола внеочередного общего собрания собственников, проведенного путем заочного голосования. Согласно документу, жильцы якобы утвердили перечень работ по капремонту общего имущества дома, точнее, его фасада. Подрядчик свою работу сделал, но оказалось, что ни собрания, ни голосования не было, а за всех собственников в протоколе расписалось неустановленное лицо. Итог - уголовное дело.

"РГ" сообщала об отдельных фактах, когда взносы на капремонт собирали с жильцов, чьи дома уже давно в списках аварийных. Такие же, хоть и единичные, случаи, свидетельствующие об отсутствии должного контроля и согласованности действий, выявила прокуратура.

Общественники решили обратиться в обладминистрацию с просьбой - отрегулировать механизм контроля и схему взаимодействия структур при реализации программы капремонта.

- Работа с муниципалитетами должна быть выстроена таким образом, чтобы руководство ни одной из территорий не смогло уклониться от исполнения своих обязанностей, - добавил Юрий Скворцов.

Кстати

Тарифы на капитальный ремонт многоквартирных домов в Кузбассе увеличены с 3,9 рубля до 4,13 рубля за квадратный метр. Соответствующее постановление коллегии обладминистрации вышло в июне этого года.