Кто будет управлять школами

Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что подчинение школ муниципалитетам мешает создавать единое образовательное пространство.

- Есть регионы-доноры, дотационные регионы. Мы видим такое разнообразие образовательных программ, что очень сложно говорить о главной задаче российского образования - создании единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка, - подчеркнула министр на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке. Муниципалитеты должны принимать участие в создании программ, но, по словам министра, "не очень этим озабочены".

В 2000-х годах учредителями школ стали муниципалитеты - города, села, районы. Тогда такая децентрализация себя оправдывала, сегодня - нет. "Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом Министерству образования и науки России не подчиняются. Также они не подчиняются и региону. Это проблема, которая волнует всех", - считает Ольга Васильева.

16 регионов станут пилотными для апробации новой модели управления в школах

На сегодняшний день 16 регионов предложили свои площадки в качестве пилотных, чтобы попробовать новую модель управления. Министр, рассказывая об этом, призвала "не делать никаких резких шагов" и "все просчитать".

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов подчеркнул, что ни о каких реформах пока нет речи.

- Есть понимание того, что управляемость в образовании потеряна и надо решить проблему единого образовательного пространства. У нас получилось так, что сегодня не найти ни одной школы с одинаковыми программами. Слова министра - начало дискуссии. Никаких законопроектов о перераспределении полномочий между регионами и муниципалитетами в портфеле комитета нет. Возврат в прежние времена, когда все школы подчинялись министерству образования, невозможен. Где-то идея перераспределения полномочий от муниципалитетов к региону оправдана, где-то не надо ничего менять, - уверен Вячеслав Никонов.

Доходы муниципалитетов на образование составляют иногда две трети от общих сумм. Никто их этих денег не лишает. Вячеслав Никонов заметил, что для школ ничего не меняется, все обязательства перед учителями будут, как и прежде, выполняться, а муниципалитеты, как и раньше, получат положенные средства.

Мнение

Татьяна Абанкина, директор центра государственного сектора экономики Института управления госресурсами ВШЭ:

- Речь не идет о том, чтобы передать все школы в федеральное ведение. Речь идет об уровне региона. Если посмотреть на финансирование, то школы в каждом регионе и сейчас финансируются с двух уровней бюджета: регионального и муниципального. На региональном уровне устанавливаются нормативы, куда включаются зарплата учителей и учебные расходы. Муниципалитеты, как правило, собственники имущества, они финансируют его содержание.

Возможно, будет предложена модель соучредительства региона и муниципалитета, регионы получат больше полномочий в решении кадровых вопросов, распределении базовых и стимулирующих выплат. Сейчас пропорцию определяет школа и учредитель, а это, напомним, муниципалитет. В каждой школе утверждается свое Положение об оплате труда, критериях стимулирующих выплат. Во всех школах соотношение разное. Где-то это 70 к 30, а где-то 90 к 10. Возможно, подходы будут едиными. Для сельских школ передача на региональный уровень важнее. В России примерно 24 тысячи сельских школ. Учитывая особенности расселения в сельской местности, думаю, на уровне региона будет проще решать многие вопросы, связанные с доставкой детей в школы, работой школ-интернатов, сетевого взаимодействия.