В Урюпинске прошел форум малых городов России

В Урюпинске прошел форум малых городов России "Провинция". Бизнесмены, общественники и чиновники из 25 регионов страны собрались, чтобы обсудить общие проблемы. И Урюпинск, столица русской провинции, подошел им как нельзя лучше.

- Урюпинск нам очень понравился, - отметил глава Южского городского поселения Ивановской области Андрей Баранов. - Очень много здесь хорошего осталось с советских времен - то, что урюпинцы сохранили и, конечно, приумножили.

Специально для слета социологи провели исследование, которое показало главные проблемы периферии. Сами жители назвали среди них отток населения, неэффективное распределение налогов, дефицит квалифицированных кадров, пессимизм и отсутствие социальных лифтов для молодежи. Из плюсов - спокойствие, хорошая экология и близость к природе.

На основе выдвинутых на форуме тезисов организаторы хотят составить 100 рекомендаций для условного малого города и 10 предложений для федеральной и региональной власти. Но пока они собирают да подсчитывают, мы пообщались с людьми, которые непосредственно работают в глубинке.

- Как ресурс для развития города мы используем пенсионеров. На сегодня они составляют треть населения муниципалитета. И пожилые люди охотно становятся волонтерами, - рассказывает бренд-менеджер Урюпинска Инна Кузина. - У них много свободного времени, опыта и желания быть полезными. Молодежь тоже хочет быть активной, хотя массовых инициатив нет. Если в городе есть учебные заведения, то и молодых людей много. У нас тоже был филиал госуниверситета, но его закрыли. Вот во время форума стало известно, что Московский государственный университет технологий и управления готов открыть здесь свой филиал. Значит, выпускники школ смогут оставаться в городе, и из других районов будут приезжать ребята.

Благодаря еще советским анекдотам Урюпинск смог раскрутиться на фоне остальных малоприметных точек на карте. Например, местные трикотажники выпускают расходящиеся на ура майки со знаменитой надписью: "Брошу все и уеду в Урюпинск!". Хотя до сих пор многие россияне уверены, что это выдуманный город из фольклора. Однако в волгоградской глубинке с таким положением не согласны и всячески пытаются напомнить о своей реальности. Так, в рамках минувшего форума местные предприниматели обзавелись контактами потенциальных партнеров из других областей.

Более того, урюпинцы уже метят на международный уровень. В прошлом году они, например, провели выставку в Берлине. Сложно сказать, дало ли это им что-то. Но в маленьком городе читают каждое упоминание о себе в прессе. Более половины опрошенных в сотне малых городов заявили, что в плане бизнеса у них все плохо: предприниматели бегут от родных осин. Однако это не приговор. Четверть респондентов утверждают, что крупнейшими предприятиями все-таки владеют местные коммерсанты. Почти такое же количество указали на активно развивающийся сектор услуг.

- Большую прибыль в провинции получить сложно, - признает директор радиостанции "Урюпинск ФМ" Максим Толстов. - А конкурентные вещи создавать проще. Жаль, оплачиваются они не всегда хорошо. Главное, знать, как все работает, а дальше уже дело техники. Если знаний и опыта нет, то и размер города не поможет. Я сто раз мог уехать отсюда. Но в Москве я Собянину не смогу позвонить. А прямой телефон мэра Урюпинска у меня есть. Здесь всех знаешь, и бизнес построен на отношениях. У плохого человека и дело не пойдет. А в больших городах все обезличено - пересекся с кем-то и, возможно, больше не встретишься. Конечно, в продовольственном секторе местным сложно конкурировать с большими сетями. Скажу о своей сфере. У нас работает ряд федеральных радиостанций, но самая популярная все равно наша. Потому что на своем поле ты можешь быть более гибким в маркетинге и ценах.

Есть ободряющие примеры и в других регионах. Например, предприниматель Сергей Пятовский уже четверть века работает в 23-тысячном Вельске, что в Архангельской области. За это время он перепробовал разные виды деятельности: торговал продукцией из стекла, стройматериалами и мебелью. Теперь организовал хостел, детский развлекательный комплекс с интерьером "из жизни динозавров" и открыл по франшизе пиццерию. И каждый проект с выгодой.

- Бизнесом в глубинке заниматься можно и нужно. Да, в Вельске помогает то, что меня все знают. Но я в августе начну строить пиццерию в еще одном архангельском городке, Мирном. Уверен, что и там все получится.

На вопрос, откуда такая уверенность, Пятовский отвечает:

- Там нет конкуренции. В большом городе большие перспективы. Трех миллионов в месяц в Урюпинске или Вельске не заработаешь, но 1 - 1,2 миллиона рублей можно. При этом окупаемость проектов наступает гораздо быстрее. Для пиццерии срок - два года. Платежеспособность населения в малых городах недооценена. Неслучайно же туда приходят торговые сети и "делают кассу". Половина жителей Вельска раньше не ела пиццу, потому что их не устраивало качество. Нужно перевернуть сознание, предложить людям хороший продукт.

По словам Пятовского, успешная инициатива приживается. Так, мебельные салоны, работающие в округе, теперь используют интерьерные решения в оформлении. Это не обычные закутки со шкафами, как было раньше. Однако бизнесмен признает, что выдержать конкуренцию с федеральными брендами, например в продовольственном сегменте, нереально. Когда появляется сетевой магазин, продуктовые лавки закрываются.

Комментарий

Сергей Горняков, зампредседателя волгоградской облдумы:

- Я очень рад, что местом проведения масштабного всероссийского мероприятия стал Урюпинск, мой родной город, малая родина, где живет моя семья. Сюда фактически со всей страны съехались представители органов местного самоуправления, общественных объединений, депутаты Государственной думы, регионального парламента, руководители исполнительной власти региона. Речь шла об экономике, инвестициях, бюджете, общественной работе, экологии и бизнесе. Символично, что Урюпинск, столица российской провинции, объединил малые города в обсуждении таких важных вопросов.