Когда в Москву проездом из Японии в 1974 году привозили "Джоконду", для нее на одном из советских оборонных заводов создавали специальную капсулу, чтобы оградить шедевр от любого негативного воздействия. В футляре были соблюдены все условия по влаге и температуре, он был пуленепробиваемым.
К полотнам Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Гелия Коржева, Таира Салахова внимание будет не меньшее. Подготовить картины к перевозке, запаковать, отправить - это целый процесс. Для каждого города произведения подбираются индивидуально - это будут самостоятельные выставочные проекты, длящиеся приблизительно месяц.
Оптимальная температура в помещении для картин 20 - 22 градуса, влажность не более 50%. Но не все площадки подходят для экспонирования. В Сочи такой не нашлось. Там полотна Репина, Шагала, Малевича, Серова представят в форме видеоспектакля: картины будут "оживать" на экранах.
Коллекцию картин отправили самолетом в Калининград в прошлую пятницу. Сейчас готовится вторая партия для отправки в Нижний Новгород, но уже на машине. Как говорят искусствоведы, разницы, на чем везти, нет. Для картин создаются все условия, чтобы им было уютно путешествовать.
Прежде чем упаковать, полотна осмотрели реставратор и хранитель музея. Оказалось, что на некоторых нужно менять подрамник, на других - раму, на третьих - кромки холста необходимо привести в порядок. Для картин заказываются полуклиматические ящики: материалы, из которых они сделаны, обеспечивают микроклимат, создают вибро-, шумо- и гидроизоляцию. Вес одного ящика с 5 картинами до 50 кг. После того, как картины привезут, сразу их не распаковывают, они должны свыкнуться с новыми условиями.
В Калининград поехали полотна высотой не более 90 см, потому что большие самолеты из Москвы туда не летают. Картину "Белая сирень" Макса Бирштейна пришлось "раздеть" - снять с нее раму - вместе с рамой она превышала 90 см. Рама поедет горизонтально в одном ящике, а холст с подрамником вертикально в другом. Все картины перевозятся вертикально, лежа холст может провиснуть под собственной тяжестью.
Куда повезут?
Калининград, Нижний Новгород, Красноярск, Сочи, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток.
Что повезут?
Александр Дейнека - создатель образа "счастливого советского человека". Но это не все о нем. Его полотна - это не "про политику", это мощный заряд энергии, сила, торжество жизни.
Юрий Пименов - наполненные живым светом, движением изящные картины, испытавшие влияние импрессионизма, завораживают до сих пор. Пименов - мастер передачи звуков и запахов.
Гелий Коржев - живопись не для легкого восприятия. Его герои запечатлены в минуты особого душевного напряжения, перелома. Но беды не затмевают на картинах человека - искреннего и самоотверженного.
Как сохранят?
От всех рисков (кража, открытые повреждения - если какой-то сумасшедший захочет плеснуть на картину кислотой) картины застрахованы, как говорят искусствоведы, "от гвоздя до гвоздя", то есть с момента, как ее сняли со своего гвоздя, запаковали, увезли, привезли и снова повесили на "свой" гвоздь в родной галерее, страховка продолжает действовать.
Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи:
- Для музеев Москвы и Петербурга независимо от того, государственный это музей или частный, очень важно демонстрировать выставки своих произведений в регионах. Раньше существовала поддерживаемая государством программа показа столичных выставок в региональных центрах. Сейчас, к сожалению, из-за отсутствия бюджетного финансирования подобные программы сталкиваются с большими проблемами. Окно - это очень серьезная метафора. Яркое, пугающее пространство, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Выставка предлагает открыть окно в Россию, погрузиться в ее историю. Русская живопись этого периода как нельзя лучше отражает историю страны. В ней сконцентрировались мысли и чувства людей того времени: тоска по дворянскому быту, революционный энтузиазм, оттепель, сомнения периода застоя, поиски себя в перестроечные 1980-е. Эти картины должны понравиться регионам.
Прежде чем картина отправляется на выездную выставку, ее осматривают реставраторы. На некоторых нужно менять раму или подрамник, на других полотнах требуется обновить лакокрасочный слой.