Были предложения и подешевле. В один момент цена контракта даже опустилась на 100 миллионов рублей. Но на пути к экономии городского бюджета встали два миллиметра горячекатаного арматурного проката и канализационные люки без маркировки.
Купчинцы давно мечтают о рекреационной зоне. Прямо в центре Фрунзенского района, в квадрате между улицами Софийской, Бухарестской, Димитрова и Южным шоссе, существует неприглядная заброшенная зона. Здесь есть шесть искусственных прудов - память о карьерах кирпичного завода, работавшего на этой территории сто лет назад. К активным действиям город перешел в конце марта, когда на сайте госзакупок появился тендер на размещение зеленых насаждений в указанном квадрате. Стоимость работ город оценил в 518 миллионов рублей, а в начале мая на сайте госзакупок появилось объявление, что тендер выиграло ССУ-5. Весь объем работ компания соглашалась выполнить за 414 миллионов.
Сразу после оглашения результатов аукциона в городское УФАС поступила жалоба от компании "Автодор Санкт-Петербург". Главная претензия к победителю заключалась в том, что он был готов предоставить "Горячекатаный арматурный прокат класса А500 С диаметром 10 миллиметров", а в конкурсной документации значился такой же прокат, но 8 миллиметров. В "Автодоре" посчитали, что с такими расхождениями заявку ССУ-5 не должны были допустить до конкурса.
В УФАС сочли жалобу обоснованной. Результаты конкурса отменили, и тендер объявили заново, срок подачи заявок продлили до 21 июня. На первых же заседаниях строительное управление попросило остановить проведение тендера до завершения процесса. Однако получило отказ.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти частично согласился с ССУ-5 и признал решение УФАС местами необоснованным. В итоге антимонопольное ведомство обязали выплатить ССУ-5 двенадцать тысяч рублей - деньги, затраченные на пошлины при подаче заявлений. Но на повторный конкурс судебное решение не повлияло.
Пока шли заседания в Арбитраже, конкурсная комиссия собирала новые заявки от участников. На этот раз на аукцион заявилось семь компаний. А через фильтр конкурсной комиссии прошел только "Автодор Санкт-Петербург". Поэтому комиссия переименовала аукцион в "закупку у единственного участника". А единственный участник может и не торговаться. И теперь "Автодор Санкт-Петербург" имеет все шансы благоустроить территорию за 514 миллионов рублей.
Чем же комиссии не угодили остальные участники? Вместе с членом Общественного совета при Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Георгием Сухадольским корреспондент "РГ" изучила протокол рассмотрения заявок. Больше всего претензий к участникам возникло из-за того, что они не указывали товарные знаки на крышках люков и оцинкованные дорожные знаки, хотя должны были конкретизировать.
Насколько это серьезные нарушения? Вопрос из разряда философских. Требования законодательства в плане закупок достаточно жесткие. Те, кто подает заявки на конкурс, должны неукоснительно соблюдать все условия контракта, в заявках не бывает условий "второй или третьей важности". Поэтому отсутствие маркировки на дорожном знаке - это такое же серьезное нарушение, как, допустим, попытка замены асфальта песком.
- Зачастую сегодняшние госзакупки нацелены на соблюдение тех или иных процедур, а не на конечный результат. Вы же, когда покупаете домой хлеб, в первую очередь думаете о результате - сколько нужно продуктов для обычного потребления или для приема гостей. А если пробовать описать процедуры (как спуститься на лифте, дойти до магазина, выбрать продукты в нужном отделе), то инструкции займут много десятков страниц. И все равно они не смогут учесть всех возможных факторов, из которых складывается реальная жизненная ситуация, - говорит Георгий Сухадольский.
По словам эксперта, подобные ситуации при закупках случаются очень часто, ведь практика работы конкурсных комиссий, да и контролирующих ведомств такова, что нарушением может быть признано любое отклонение, вплоть до точки, которая поставлена вместо запятой.
В комитете по благоустройству сослались на ситуацию с жалобами и судебными процессами ФАС. Но подчеркнули: история еще не закончена. "При проведении повторного аукциона была подана жалоба на положения документации об аукционе, которую комиссия УФАС признала частично обоснованной. Заключение контракта приостановлено", - сообщили в комитете по благоустройству.
И, действительно, в действиях Центра комплексного благоустройства антимонопольное ведомство увидело новые нарушения - требования относительно арматуры, например, признаны чрезмерными. Как следствие, в отношении сотрудников Центра, которые составляли документацию, теперь может быть возбуждено административное дело.
Но итоги закупки при этом не отменяются. А значит, сэкономить 100 миллионов рублей на парке в Купчино уже точно не получится.