Эвакуацию музейных ценностей в 1941-м начали с Оружейной палаты

В майском номере 2017 года мы рассказывали о том, как в годы войны фашистские самолеты бомбили Кремль. Сегодняшний материал о том как спасали кремлевские музейные ценности.

Постановление Совнаркома через неделю после начала войны

Важнейшая деталь периода вражеских налетов на Кремль состояла в том, что хранившиеся на кремлевской территории историко-культурные ценности были своевременно и надежно эвакуированы. Личный состав УКМК и 1-го отдела НКГБ-НКВД СССР обеспечил вывоз из Москвы большого количества особо важных грузов.

27 июня 1941 г. было принято постановление СНК СССР № 1776-779 сс "О вывозе из Москвы государственного запаса драгоценных металлов, драгоценных камней, Алмазного фонда СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля".

Уже 28 июня началась подготовка к эвакуации ценностей Оружейной палаты в Свердловск. Ответственным был назначен руководитель палаты - воентехник 1го ранга Н.Н. Захаров, начальником команды по охране сопровождаемого груза - командир роты Отдельного (офицерского) батальона НКГБ СССР майор В.Д. Павлов. В его распоряжение был выделен взвод полка специального назначения (ПСН) в количестве 20 человек. 30 июня, 1 и 5 июля груз, упакованный в 277 ящиков, был отправлен на восток. К 10 июля все вывезенные ценности были помещены в хранилища практически без грубой порчи предметов и обеспечены надежной охраной.

С 30 июня по 2 июля специальная команда ПСН организовала погрузку в вагоны и отправление из Москвы в Свердловск и Челябинск ценностей Гохрана НКВД СССР, хранившихся в кладовых N 1 и N 2 Кремля.

Во исполнение постановления СНК СССР N 1813-808 сс от 2 июля отдельная группа УКМК приступила к подготовке эвакуации тела В.И. Ленина в Тюмень. Этим документом заместителю начальника 1го отдела НКГБ СССР Д.Н. Шадрину 4 июля поручалось сформировать и обеспечить отправление специального поезда. Для охраны состава в пути следования была выделена группа отдельного батальона НКГБ СССР из 5 офицеров и 15 красноармейцев полка специального назначения; эшелон прибыл в Тюмень благополучно 7 июля.

7 июля началась эвакуация документов и архивов Совнаркома СССР в Уфу. В августе в Свердловск был отправлен архивный фонд УКМК за 1775-1940 годы (166 мест) .

С 16 июля по указанию руководства НКВД кремлевский гарнизон стал готовиться к возможному участию в эвакуации Советского правительства из Москвы. Для этого на основе ПСН началось формирование сводного подвижного отряда УКМК. К концу июля 1941 года сводный отряд, которому было придано свыше 250 автомобилей, с необходимым имуществом, вооружением, боеприпасами был подготовлен к боевым действиям как на фронте, так и при проведении эвакуации.

В середине октября в связи с резким обострением положения на фронте руководство 1го отдела НКВД при участии УКМК подготовило план обеспечения охраны на случай выезда членов Совнаркома из Москвы. Планом предусматривались три варианта выезда: по железной дороге, на автомобилях и самолетах. Документ остался проектом, так как не был подписан и утвержден руководством НКВД.

Свердловск. Здание с ценностями Оружейной палаты. 1941-1945 гг.

Три варианта выезда для Совнаркома

Генерал-майор Н.К. Спиридонов подготовил два проекта боевого приказа сводному подвижному отряду УКМК. Первый вариант - выдвижение на рубеж Можайска или Малоярославца (в зависимости от ситуации) и вступление в бой с частями противника.

Второй - движение по маршруту Москва - Ногинск - Покров - Владимир - Вязники - Гороховец - Горький, далее Куйбышев. Пункт отдыха и заправки автомашин предусматривался в школе деревни Гаврильцево, в 200-210 км от Москвы. Этот вариант предусматривался только при эвакуации Совнаркома из Москвы автомобилями. В этом случае колонна на марше, двигающаяся восемью группами автомобилей, имела бы длину более 5 км. К 20 октября маршрут движения Москва - Горький - Куйбышев общей протяженностью 1330 км был окончательно одобрен.

Готовность к движению по второму варианту была определена на 29 октября. Для охраны основных автомашин по трассе должны следовать несколько легковых автомашин с выездными группами личной охраны. Руководство общей колонной возлагалось на комиссара госбезопасности 3го ранга Н.С. Власика, а управление войсковой частью автомобильного эшелона поручалось Спиридонову. Для отражения воздушного нападения противника в автоколонне предусматривалось нахождение четырех 37мм зенитных орудий. С воздуха ее должен был прикрывать полк истребительной авиации. Материально-техническое обеспечение автоотряда состояло из одной автоцистерны и передвижной автомастерской. Такой же порядок предусматривался в случае срочного выезда из столицы.

В случае эвакуации по железной дороге несколько поездов с личным составом УКМК и 1го отдела НКВД должны были отправиться со станции Москва-Горьковская-Товарная Дзержинской железной дороги. Эшелон из нескольких поездов прикрывался от воздушного нападения зенитной артиллерией с четырех бронеплощадок и полком истребительной авиации. Остальные части УКМК и сотрудники 1го отдела НКВД должны были двигаться на автомашинах.

Третий вариант предусматривал эвакуацию пятью самолетами типа Л-3 (такая марка указана в проекте плана - непонятно, какие машины имеются в виду). Для сопровождения выделялись две эскадрильи истребительной авиации (МиГ) и одна эскадрилья штурмовой авиации. Списки экипажей пяти самолетов были представлены в 1й отдел НКВД 12 ноября.

В 1942 году эвакуационные мероприятия продолжались. 27 июля в Свердловск была направлена вторая партия музейных ценностей Оружейной палаты (61 ящик). Как оказалось, это было последнее задание такого рода.

Девять вагонов на запад

В конце 1943 г. комендатура Кремля приступила к возвращению ранее вывезенных имущества и ценностей. Эти мероприятия проводились планово, без спешки. В феврале 1944 г. из Уфы специальная команда УКМК доставила архив СНК СССР. Той же весной из Свердловска вернулся архив УКМК.

С 16 по 19 февраля 1945 г. была проведена реэвакуация ценностей Оружейной палаты. О движении специального эшелона из девяти вагонов из Свердловска Спиридонов докладывал лично два раза в сутки наркому государственной безопасности СССР В.Н. Меркулову. В конце марта из Тюмени в Москву было возвращено тело Ленина.

Последствия налетов фашистской авиации на Кремль были устранены оперативно. Уже к 1 мая 1942 г. капитальные работы, связанные с восстановлением поврежденных зданий и сооружений (Арсенал, Большой Кремлевский дворец), в основном были закончены. В августе 1942 г. был составлен акт о разрушениях, вызванных бомбардировками: стоимость восстановительных работ по кремлевским объектам составила 3 005 908 рублей.

Москва вплоть до августа 1943 г. оставалась прифронтовым городом, и до этого времени налеты вражеских бомбардировщиков на столицу малыми группами и отдельными самолетами продолжались. Кремля эти действия не затронули ни разу, но реальная опасность немецкой бомбардировки сохранялась вплоть до конца 1944-го. Управление коменданта Московского Кремля почти до конца войны проводило светомаскировку объекта и выставляло необходимые наблюдательные, противопожарные и медицинские посты. Самоотверженная работа защитников Кремля помогла сохранить, несмотря на бомбардировки двух первых военных лет, уникальный архитектурный ансамбль с его соборами, музеями и культурными ценностями.