Какой будет банковская модель для негосударственных пенсионных фондов

Нынешняя система обязательного пенсионного страхования находится в стадии трансформации, которая завершится к концу 2021 года. Одной из самых "болезненных" точек является переход граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.

Сейчас переход можно осуществить двумя способами: срочно и досрочно.

При срочном переходе все средства гражданина переводятся в новый НПФ в тот год, который следует за истекшим пятилетним сроком с момента подписания договора с бывшей организацией. Например, если оформить договор перехода в 2017 году, пятилетний срок истечет в 2022 году. Столь долгое ожидание обернется выгодой - все ранее накопленные средства сохранятся. При досрочном переходе, если заявление было подано в 2017 году, то перевод накопительных средств завершится в 2018 году, но тогда весь накопленный инвестиционный доход будет потерян.

Казалось бы, выбор в пользу срочного способа перехода очевиден. Однако, по данным ПФР, в 2016 году досрочные заявления составили 99,2% от общего количества удовлетворенных заявлений.

А все потому, что при ныне действующем законодательстве страховщику, инициировавшему переход гражданина, не выгодно сообщать о финансовых потерях, который тот понесет при переходе.

По данным ЦБ РФ, итоги переходной кампании в 2016 году показали, что совокупные потери граждан при досрочном переходе составили 70 млрд рублей.

Исправить такую ситуацию должны законодатели

Нечестную игру агентов по переводу подтвердила и Счетная палата РФ. Выявлено несколько мошеннических схем, препятствующих реализации права граждан на смену страховщика. Более того, действующая в настоящее время форма типового договора не учитывает изменения законодательства. Например, не содержит информации о возможной потере инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям при досрочном переходе к другому страховщику.

Исправить ситуацию должны законодатели: на повестке дня несколько предложений. Согласно законопроекту сенатора Николая Журавлева, НПФ, в который обратился гражданин для перехода, обязан проинформировать текущего страховщика о подписании нового договора в 5-дневный срок. В свою очередь страховщик должен сообщить ему о возможных рисках и финансовых потерях. Во время перехода вводится "период охлаждения" в 60 дней. За это время гражданин может взвесить все "за" и "против" и при желании расторгнуть договор.

Другой вариант усовершенствования рынка пенсионного страхования предлагает минфин. Согласно его инициативе, если гражданин решил перевести свои накопления другому страховщику, то он должен обратиться в свой текущий фонд с соответствующим заявлением. Кроме того, минфин предлагает обязать ПФР информировать граждан о возможной потере накопленных инвестдоходов. Однако некоторые эксперты скептически относятся к данной инициативе, указывая, в частности, на то, что у ПФР нет технической возможности информирования граждан.

Центробанк и ведущие игроки рынка говорят, что законодательные инициативы в этой области должны быть предельно простыми и прозрачными. ЦБ предлагает при реформе законодательства взять за основу банковскую модель. Ведь клиент, приходя в банк для того, чтобы закрыть депозит и перейти в другую кредитную организацию, может получить всю необходимую информацию о том, потеряет ли он накопленный процент или сохранит, может сравнить условия договора, а значит, и сделать осознанный выбор. Этого как раз не хватает современному законодательству, регулирующему рынок обязательного пенсионного страхования.