Об этом в Национальном антикризисном центре МЧС России говорили на праздничной конференции, посвященной 90-летию создания в стране противопожарного надзора. За 90 лет пожарный надзор претерпел множество изменений. Вначале он существовал в составе НКВД, затем подчинялся МВД, а с 2001 года государственный пожарный надзор в составе пожарной охраны вошел в систему МЧС России.
За эти годы была проделана большая работа по совершенствованию правовой и законодательной базы. Сейчас пожарные инспекторы ежегодно проводят около 750 тысяч профилактических мероприятий. И именно в структуре МЧС профильный департамент встал на путь серьезных реформ. Основная задача реформирования пожарного надзора - снизить административное давление на малый и средний бизнес, при этом без ущерба для уровня пожарной безопасности. И судя по цифрам, пока оснований для беспокойства нет. Ясно, что путь реформ еще до конца не пройден, но основные ориентиры понятны.
МЧС России - это одно из 12 контрольно-надзорных ведомств, которые реформируют свою деятельность в приоритетном порядке. Соответствующая программа реализуется в рамках Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Согласно идее реформы, спасательное ведомство избавляется от излишних функций, негативно влияющих на развитие бизнеса. Например, до конца 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок малого и среднего бизнеса. Но совсем от надзора МЧС не отказывается, смещая лишь приоритеты.
- Комплексные преобразования надзорной сферы уже проведены, формируются новые отношения с бизнесом, внедряется система риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора, создается новая система оценки эффективности и результативности инспекторского состава, ориентированная на достижение общественно полезных результатов. Совершенствуется законодательная и нормативно-правовая база. МЧС тесно взаимодействует с общественными институтами, с Открытым правительством и всеми, кто реализует современные форматы поддержки бизнес-сообщества, задачи обеспечения безопасности населения и гуманитарные проекты, - отметил глава МЧС Владимир Пучков.
Но это не означает, что плоды реформ, скажем, коммерческие палатки ощутят, а опасные и вредные предприятия - нет. Да, на опасные производства пожарные инспекторы как ходили, так и будут ходить, но, возможно, проверки станут реже. От чего это будет зависеть? От самих предпринимателей.
Сейчас не только создается реестр малого и среднего бизнеса, но и прорабатывается вопрос о создании реестра добросовестных предпринимателей. Скажем, если предыдущие проверки показали высокий уровень безопасности на объекте, то интервал проверок может быть увеличен.
- Предстоит внедрить новые подходы к оценке результативности работы федеральных структур и территориальных подразделений. Их работа будет оцениваться исключительно по параметрам снижения ущерба и вреда для жизни и здоровья граждан. Для этого правительством РФ в течение этого года будет создана специальная аттестационная комиссия. К осени контрольные ведомства должны подготовить "дорожные карты" по сокращению обязательных требований в рамках надзора, - сообщил Михаил Абызов, ответственный как глава Открытого правительства за реализацию реформы.
Еще одна задача - серьезно ускорить информатизацию государственного контроля и надзора. МЧС надеется в ближайшее время предложить бизнесу высококачественные информационные сервисы, которые соответствуют облику современного ведомства XXI века. Когда любой предприниматель мог бы в очень понятном и доступном электронном виде получить весь набор информационной поддержки, сервисов, анкетирования, самоаудита, тестирования, связанных с вопросами пожарной безопасности.
С января этого года внедрена программа профилактических мероприятий. Также действует программа по обучению и повышению грамотности населения.
На сайте МЧС России запустили работу портала, где все могут задать вопрос тому или иному должностному лицу.
Кроме того, в составе министерства работают экспертные группы, которые дают свои предложения по совершенствованию норм и законов. Например, предлагаются поправки по коррупционной устойчивости в федеральный закон N 141. В частности, ведется работа по созданию так называемой карты коррупционных рисков.
О том, что результаты реформирования надзорной деятельности видны уже сегодня, говорили вчера и сами предприниматели. По словам представителей Торгово-промышленной палаты, если раньше в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей поступали тысячи обращений о нарушениях, то в этом году только шесть.