Только не надо кричать: "Не учите меня жить". Никто и не собирается. Над этим вопросом предлагается поразмышлять вместе с архитекторами, художниками, кинокритиками, актерами и - фанатами скейтбордов... А заодно увидеть новый спектакль режиссера Юрия Муравицкого, посмотреть кино под открытым небом, посидеть у костра и посадить дерево.
И, разумеется, увидеть новые ландшафтные объекты. Благо к 27 объектам, которые возникли за это время в Никола-Ленивце, в этом году прибавится "Дом с люстрой" от молодых архитекторов АБ Хвоя (где люстра станет еще и фонарем), театральная "Кибитка 32 053" (АБ А-ГА) - трансформер из автобуса ПАЗ 3205, где домик на колесах превращается в сцену и наоборот... А также инсталляция "Вилла ПО-2" Александра Бродского, которая представит гостевой домик из бетонных плит для забора (да-да, той самой серии ПО-2), до боли знакомых каждому горожанину. Домик, хоть "на фасад" бетонный, милый внутри, полностью деревянный... Плюс к этому арт-группа "Алыча" попытается транспортировать искусство катания на скейтбордах с ровных асфальтовых дорожек в живописные поля и луга Калужской области, для чего воздвигает "скейт-спот" или Штаб, где человек сможет и в глуши лесов насладиться любимым делом.
Похоже, встреча города и деревни - бетонного забора с уютом деревянного домика в деревне, нового театра с древней кибиткой "бродячих музыкантов", скейтинга с отдыхом на природе - могла бы вписаться в рамки arte povera. Итальянские художники "бедного искусства" тоже предпочитали работать с "подручными" и индустриальными материалами (будь то зеркала или выброшенная одежда) и расширяли границы искусства. Впрочем, различия очевидны. Если итальянцы делали в 1960-е ставку на "бедное" и "демократичное" в пику "дорогому" и "элитарному" искусству, то для российских художников, представленных на "Архстоянии-2017", вопрос-ответ на вызовы "буржуазного" искусства отнюдь не основной в повестке дня.
Что касается основных вопросов, то они весьма точно сформулированы в программе Лектория, обещающего стать ударной частью фестиваля. Как жить, когда кругом Средневековье? Что бы нам мог рассказать об этом новгородский священник, живший 700 лет назад, можно будет узнать во время лекции-игры Константина Михайлова, известного историка и религиоведа. Как жить театру? Какую цену нужно платить за независимость современному театру? Об этом вместе со своими зрителями будет размышлять Юрий Муравицкий, режиссер, драматург, актер, лауреат премии "Золотая маска". Как жить, если революция? Как пережили революцию наши соотечественники ровно сто лет назад? Об этом расскажет историк, старший продюсер медийного проекта "1917" Серафим Ореханов.
Как жить, если революция - технологическая - каждый день? Какие футурологические прогнозы сбываются, а какие нет? В этом попробует разобраться Алексей Андреев, писатель, футуролог, автор публикаций о IT-технологиях. Как жить и что на этот вопрос отвечает современная литература, предлагает поразмышлять Константин Мильчин, литературный критик, главный редактор проекта "Горький".
Если же говорить о современных художниках, то три проекта, ставших победителями конкурса "Архстояния" Open Call 2017, предлагают на него разные ответы. Создать комфортное укрытие - "Конуру", где человек и животное смогут спрятаться от агрессии мира, предлагает Виктория Чупахина. Надо ли говорить, что у истоков ее проекта - философия античных киников и история о Диогене в бочке? "Жить вместе" - отвечает Алексей Мартинс, автор одноименного проекта, который вначале создаст скульптуры из использованной древесины, а затем предложит зажечь из них костры, чтобы погреться, помечтать и познакомиться с такими же зрителями, как вы, приехавшими на фестиваль. Взять лопату, вскопать землю, посадить выбранное растение, - отвечают авторы проекта "Дом" (АБ Рождественка). В результате этого трехдневного перформанса, в котором предлагают участвовать всем желающим, в Никола-Ленивце должен появиться сад. Посадить сад и жить дальше - неплохая программа, не так ли?