В Ульяновской области построили уникальный мост из композитных материалов

Сотрудничество с руководством Ульяновской области дает возможность Всероссийскому НИИ авиационных материалов (ВИАМ) разрабатывать и внедрять новейшие технологии института в самых разных отраслях, считает гендиректор ВИАМ Евгений Каблов.

Плотное сотрудничество института с этим регионом началось после распада СССР, когда филиал в Батуми оказался за границей, и тогда его сотрудникам, которые хотели вернуться в Россию, было предложено переехать во вновь создающийся филиал ВИАМ в Ульяновской области. Под него были выделены производственные площади на предприятии "Авиастар". Чтобы филиал мог полноценно развиваться, НИИ вышло с предложением к руководству "Авиастара" и Ульяновской области продать землю и здания, которые не использовались в связи с уменьшением объемов выпускаемой продукции. Это дало филиалу возможность зарабатывать деньги, платить достойную зарплату и получить перспективы дальнейшего развития.

Как считает Евгений Каблов, особый импульс сотрудничеству НИИ с регионом дал приход к руководству областью губернатора Сергея Морозова. Он поддержал предложение о развитии базы ВИАМ, благодаря чему было создано современное производство полимерно-композиционных материалов, конструкций, что дало возможность увеличить объемы выпуска продукции, получить дополнительные заказы от предприятий авиационной промышленности.

Институт при поддержке Минпромторга РФ намерен инвестировать около 900 миллионов рублей в расширение производства на ульяновском филиале, что позволит создать дополнительные рабочие места и выйти на производство материалов радиотехнического назначения, материалов для изготовления различных конструкций, обтекателей для самолетов и вертолетов.

Одна из новых разработок уже реализована непосредственно на территории региона. Институт выиграл конкурс в рамках программы по использованию композитных материалов в гражданском секторе и создал технологию строительства моста с применением арочных элементов, изготовленных из углепластика и заполненных бетоном. Оптоволоконные датчики позволяют контролировать деформацию и нагрузки моста. Такая технология позволяет достаточно быстро и менее затратно строить мосты.

Полимеризация конструкций происходит при комнатной температуре, вследствие чего нет необходимости в сложном оборудовании. В Канаде и США эта технология называется "мост в рюкзаке", поскольку не требует строительной техники большой мощности, и конструкции можно быстро и оперативно возвести. В результате в Ульяновской области возвели первый в России мост по такой технологии. В планах строительство еще нескольких подобных объектов на территории региона.