Фильм Софии Копполы, получивший в этом году приз за режиссуру на Каннском кинофестивале, - это ремейк триллера Дона Сигела "Обманутый", вышедшего в американский прокат в 1971 году. И это ровно тот случай, когда ремейк если и не переворачивает все с ног на голову, то, как минимум, вступает в полемику с оригиналом и проводит радикальную ревизию всех составляющих - от визуального стиля до содержания. В картине Сигела главную роль играл Клинт Иствуд, что само по себе помещало картину в традиционный мачистский дискурс. У Сигела капрал, попавший в чинную обитель, которая оказывается населена похотливыми амазонками, чувствовал себя в этой обстановке как рыба в воде. За изворотливыми попытками женщин обратить на себя внимание он наблюдал с плохо скрываемой усмешкой. Это был фильм не столько про сексуальную игру (то самое "роковое искушение"), сколько про войну полов. И пленных на той войне не брали.
Коппола оставляет мотив межполового противостояния, но лишь формально. Диспозиция тут на самом деле очевидна сразу - в художественном мире "Рокового искушения" женщины победили изначально. Здесь мужчина, оказавшийся в окружении изголодавшихся по сексу женщин, является не субъектом истории, а ее объектом. Персонаж Фаррелла тут - пассивный наблюдатель, он ничего не решает. Каждой из влюбившихся в него дам он, конечно, говорит ровно то, что они хотят услышать, но дальше этой поверхностной тактики балансирования между семи огнями с его стороны дело не идет. Коппола делает своего героя глуповатым и простоватым, заставляя героинь сиять на его фоне.
И это, пожалуй, самая важная деталь фильма. Вот уж где София Коппола не отказывает себе в удовольствии использовать жирные мазки, так это в создании женских образов. В оригинале каждая из главных героинь также была индивидуальна, но Сигел не случайно не позвал в "Обманутого" ни одну из патентованных голливудских красоток. Его фильм был сфокусирован на Иствуде, который смотрелся павлином на фоне внешне невзрачных героинь. Эта невзрачность подчеркивалась их одеждой - в "Обманутом" женщины весь фильм ходили по обветшалому особняку в таких же обветшалых серых одеждах, сколь практичных, столь и асексуальных. Коппола снимает актрис ярких и харизматичных - Николь Кидман, Кирстен Данст и особенно играющая порочную инженю Эль Фаннинг способны одним появлением в кадре затмить кого угодно.
Она селит своих героинь в красивый белоснежный дом с колоннами, одевает их в подчеркивающие все достоинства фигуры белые наряды и периодически заставляет их застывать в картинных позах - по форме скромных, но полных сладострастия. Все это она сдабривает томной картинкой - оператор Филипп Ле Сурд дает южную готику в ее самом глянцевом изводе. Глянец, в принципе, всегда был свойственен Софии Копполе, но "Роковое искушение" в этом смысле открывает новые горизонты - общая гламурность тут зашкаливает.
Атмосферу этого фильма можно вполне сравнить с вязкой паутиной. И в эту паутину попадает не только персонаж Колина Фаррелла, но и зритель. Проблема у "Рокового искушения", в сущности, всего одна - это его поверхностность и предсказуемость. Если вы знаете сюжет "Обманутого", то никаких сюрпризов для вас тут нет. А условные занавески, красиво колышущиеся на ветру, тоже, в общем, не могут увлечь внимание на 93 минуты. Коппола прекрасно создает атмосферу томления, ей отлично удается передать множество психологических нюансов. Перед нами - в равной мере любовное и самоироничное феминистское полотно, в котором невинная фраза "мы девочки", которую разучивают на уроке французского ученицы пансиона, в финале приобретает издевательски-угрожающий оттенок. София Коппола всегда была певцом противоречивой девичьей натуры, и "Роковое искушение" отлично встраивается в ряд ее предыдущих работ. Вот только вряд ли добавляет к нему что-то по-настоящему новое - тут нет драйва "Девственниц-самоубийц" или, например, сумасбродства "Марии Антуанетты".
Если раньше даже не самые удачные фильмы Софии Копполы могли удивлять, растрогать или даже злить, то с "Рокового искушения" выходишь с холодной головой и без всяких эмоций - перед нами очень качественный продукт, позволяющий скоротать полтора часа и оставляющий при всех его достоинствах совершенно равнодушным.