1791-й год. По дороге из Вены в Прагу Вольфганг Амадей Моцарт пишет "Милосердие Тита". За 18 дней творческого процесса он создает оперу в двух актах на основе трагедии Пьера Корнеля "Цинна".
Пермь. Июнь 2017 года. Американский театральный и оперный режиссер Питер Селларс работает над постановкой "La clemenza di Tito". "Для меня Моцарт - не придворные традиции. Для меня он является воплощением идеи демократии и равенства", - говорит он на встрече со зрителями.
Австрия. Июль 2017 года. Спектакль официально открывает Зальцбургский фестиваль, который считается одним из главных музыкальных смотров во всем мире. И это всего лишь третий случай в истории - обычно он стартует с концертов Венского филармонического оркестра. Сейчас же хор и оркестр - musicAeterna, которые базируются в Пермском театре оперы и балета.
В зале гости со всех уголков земного шара, в первых рядах - президент Австрии Александр Ван дер Беллен, исполнители - международный состав, дирижер - космополит Теодор Курентзис, прямую трансляцию слушают от Америки до Сахалина.
В зале - антураж, золото и перья. На площадке - ни пышных платьев, ни дворцов, ни пыли: за три с небольшим часа по сцене, на которой установлены минималистические декорации в виде различных столбов, появляющихся из-под земли, успевают пройти и беженцы, и представители различных рас, и протестующие, и элита, и люди в форме, и вся президентская рать. Посреди первого акта совершается запланированное нападение - террористический акт. В углу сцены выстраивается мемориал с фотографиями, свечами и цветами. Сам спектакль неудобен, точен, взрывоопасен - своеобразный призыв к возвращению к базовым ценностям, просьба одуматься, оглянуться, увидеть тех, кто просит о помощи. Шепот и крик о том, чтобы тех - выходящих на улицы - заметили. Тандем Курентзиса с Селларсом, который явил миру и "Иоланту", и "Персефону", и триумфальную "Королеву индейцев", - удивительный пример соединения контрастов: обжигающее музыкальное решение соединяется с режиссерской нежностью, динамические звуковые перепады укрупняются статикой, мизансцены выверены до мелочей, все будто соткано из любви. Для Селларса милосердие - не прощение, но попытка понять ближнего. Не только очищение, но и перенос чужой боли на себя, великодушное позволение людям объединиться. Хотя бы в минуту тихой скорби, что звучит громче любого взрыва.
"Очень важно, что зрители подарили нам такой невероятный, редкий прием. Это бесценно для всей нашей команды, для оркестра, хора, солистов, постановщиков. Сам факт того, что столь престижный европейский фестиваль открывают музыканты из Перми, города, что далек от столиц, - фантастика. А милосердие для меня - возможность поменять себя, трансформировать сознание. Если ты считаешь, что тебя могут простить, то ты сам должен научиться прощать. Мир меняется только тогда, когда меняешься ты", - комментирует премьерный показ дирижер Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. И, кажется, строгая и избалованная австрийская публика, устроившая в финале пятнадцатиминутную овацию, с ним полностью солидарна.
До конца августа артисты дадут еще шесть спектаклей. После многонациональная команда разлетится по домам.
Теодор Курентзис - один из самых известных и своеобразных молодых дирижеров современности. Курентзис родился в 1972 г. в Афинах. Окончил Греческую консерваторию: теоретический факультет и факультет струнных инструментов, также изучал вокал в Греческой консерватории и "Афинской Академии". Обучение дирижированию начал в 1987 г. и уже через три года возглавил Musica Aeterna Ensemble. С 1994 по 1999 г. занимался у легендарного профессора И.А.Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории.
Был ассистентом Ю.Темирканова в Заслуженном коллективе России Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии. Сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром (в частности, в феврале-марте 2008 совершил с РНО большое турне по США), Большим симфоническим оркестром им. П.И.Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф.Светланова и др.
Был главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
С сезона 2009-2010 гг. Теодор Курентзис постоянный приглашенный дирижер Государственного академического Большого Театра России. В ноябре 2009 г. на Новой сцене Большого под руководством Теодора Курентзиса состоялись премьерные спектакли оперы А. Берга "Воццек" (постановка Дм. Чернякова).
В январе 2011 г. назначен на пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. Вместе с ним в Пермь переехала часть музыкантов оркестра Musica Aeterna Ensemble.
В начале 2012 г. участвовал как дирижер-постановщик в операх "Иоланта" и "Персефона" (режиссер Питер Селларс) в мадридском театре Реал.