Русский музей и Фонд наследия Михаила Шварцмана сотрудничают более 15 лет. Нынешняя выставка в стенах петербургского комплекса - уже четвертая по счету, но это не значит, что ничего нового посетители не увидят. Картина "Млечный путь", к примеру, демонстрируется широкой публике впервые - долгое время ее местонахождение оставалось неизвестным.
Это полотно, как и основная часть работ, представленных на выставке, относятся к "иератизму". Концепцию под таким названием (от греческого слова hieros - "священный") Шварцман в 50-60-х годах создал сам. Причем это не просто оригинальная техника: сквозь нее художник обращается к непростым философским и религиозным вопросам. Изображенное напоминает одновременно африканские тотемы и церковные алтари. Причудливые замкнутые формы, их особенную "высоту" - словно ярус за ярусом на иконостасе - с чем-то конкретным сравнить очень сложно.
- Однозначно трактовать "иературы" непросто. Отчасти это абстрактное искусство, оно требует от зрителей сотворчества,- рассказывает хранитель собрания Шварцмана в Русском музее Альфия Низамутдинова.
Если где-то на картинах вы увидите нечто, напоминающее иконы и царские врата, или если вдруг с них пристально взглянет на вас всевидящее око, - вы мыслите в верном направлении. Михаил Шварцман был человеком верующим, и божественные смыслы и символы особенно занимали его творчество. Здесь, быть может, приблизят к пониманию слова самого мастера: "Человек в жизни своей творит икону себя, и перед лицом смерти он оставляет иконный след себя во гробе. Работа над этим ликом и была главным занятием моей ранней "иературы".
Много времени Шварцман отдавал и промышленной графике. Двадцать лет он проработал главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности - разрабатывал товарные знаки. На выставке их можно увидеть во всем многообразии: это логотипы и обувных фабрик, и домов моделей, и фарфоровых заводов. Простые, но удивительно изящные, они ни разу сами себя не повторяют, - а ведь предприятий были десятки.
- Некоторые считают Шварцмана создателем графического дизайна в СССР. И пожалуй, это так. У него было умение мыслить емко, что позволяло в одном маленьком значке воплощать большие смыслы тех отраслей, для которых он рисовал, - говорит Альфия Низамутдинова.
Рядом с товарными знаками можно увидеть афишу для цирка или, например, плакат "Приезжайте в СССР". Сам художник ко всему, чем он занимался помимо "иератизма", относился спокойно. Ту же промышленную графику он не считал чем-то недостойным живописца. Наряду с произведениями в Строгановском дворце выставлены и личные вещи: палитра и кисти, записные книжки с письмами и стихами, проездные билеты.
Выставка продлится до 4 сентября.