Хожу где хочу
На состоявшемся на днях заседании Совета безопасности страны рассматривали проблемы высокой аварийности на автомагистралях. Больше всего нареканий, конечно, было высказано в адрес Главного управления патрульной милиции (ГУПМ) министерства внутренних дел республики. Дескать, вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями - обеспечением порядка на автомагистралях, - его сотрудники слишком много внимания уделяют проверке документов об уплате налогов на транспортные средства, разрешают перепрофилировать авто, а потом сами же штрафуют за это их владельцев и так далее. В результате, по имеющейся информации, Совбез предлагает вновь реорганизовать ведомство - уже в третий раз начиная с 2010 года.
Напомним, что в 2013 году инспекцию переименовали из ГАИ в дорожно-патрульную службу (ДПС), а в 2016-м ДПС объединили с патрульно-постовой службой и создали Главное управление патрульной милиции.
Однако, как бы эту структуру ни называли, недостатки в обеспечении безопасности дорожного движения имелись всегда. И, судя по сегодняшней ситуации на дорогах, меньше их не стало.
Досталось и горе-водителям. По словам секретаря Совбеза Темира Джумакадырова, участились случаи, когда водители, совершившие дорожно-транспортное происшествие с тяжкими последствиями, например, со смертельным исходом, без труда уходят от ответственности. Много также фактов, на которые не преминул указать Джумакадыров: некоторые автовладельцы вместе с машиной покупают и права.
Нелицеприятно высказывались и в адрес пешеходов, которым, случается, "до фонаря" сигналы светофора и вообще какие бы то ни было дорожные знаки. Далеко за примерами ходить не надо. Два года назад в столице в районе Аламединского рынка по центру проезжей части двух оживленных магистралей - улицы Алма-Атинской и проспекта Жибек Жолу - были установлены разделительные бетонные блоки, чтобы и автомобили на встречную полосу движения не выскакивали, и пешеходы не переходили шоссе в неположенном месте. Однако если водителей таким образом удалось как-то урезонить, то для пешеходов эти сооружения препятствием не стали. Операцию "перелез сам - помоги другому" можно наблюдать по нескольку раз в день. То двое парней перетаскивают через ограждение старика лет семидесяти, то сердобольные девушки помогают преодолеть преграду мамаше с двумя детьми и коляской. А до оборудованного пешеходного перехода не более 15 метров.
Еще один объект риска - попрошайки. Таких "страдальцев" на улицах Бишкека пруд пруди. Особенно много их у гипермаркетов и в районах крупных рынков, они бродят по проезжей части, стучат в окна автомобилей, прося милостыню.
- Женщина, вы бы хоть ребенка пожалели, что же вы под колеса кидаетесь? - возмущается сидящая за рулем автомобилистка. - Из-за вас авария может случиться, уходите с дороги немедленно!
Какое там! Попрошайка посылает автоледи подальше, вслед за нецензурной бранью в стекло авто летит плевок. Нищенка вытаскивает из кармана старательно запачканного платья недешевый мобильник и кому-то звонит. В тот же миг у машины возникает двухметровый верзила и без спросу открывает дверь авто.
- Еще раз тронешь женщину с ребенком, - накидывается "шкаф" на даму, - окажешься в морге, и никакая милиция тебе не поможет!
Увы, подобных картин на оживленных перекрестках можно увидеть множество.
- Эти, с позволения сказать, мамаши практически бросаются под колеса, - посетовал водитель маршрутного такси Нурбек Калиев. - И что будет, если я не успею затормозить? Я ведь отвечаю за жизнь и безопасность своих пассажиров. Им или мне потом придется расплачиваться за чужую глупость. Но почему-то я не видел, чтобы хоть раз милиция прогнала попрошаек с проезжей части.
С ним трудно не согласиться. Кстати сказать, многие владельцы автотранспорта подозревают, что у "просителей" на дорогах есть сильные покровители, чуть ли не мафиозные структуры, и милиционеры просто не рискуют лезть на рожон. А иначе чем объяснить бездействие правоохранительных органов?
Правые и виноватые
Очень часто в сводках МВД появляются сообщения о сбитых на пешеходном переходе гражданах. Моментально все начинают винить в произошедшем водителя. Дескать, такой-сякой, не пропустил человека. Но почему-то мало кому в голову приходит, что, согласно правилам дорожного движения, пешехода надо пропускать на нерегулируемом перекрестке. А там, где есть светофор, необходимо пересекать проезжую часть только на "зеленый". Об этом никто не вспоминает.
Как сообщил заместитель начальника Главного управления патрульной милиции МВД КР Ыманалы Саркулов, в Кодексе КР "Об административной ответственности" предусмотрено наказание пешеходов за нарушение правил дорожного движения - штраф в размере 200 сомов. Однако в ГУПМ уточнили, что оштрафовать пешехода сегодня практически невозможно. У нарушителя, как правило, не оказывается при себе документов. Иной раз он просто говорит: "Денег нет!" и идет себе дальше, отделавшись, в худшем случае, устным предупреждением патрульного.
Месяц назад в селе Кызыл Кыштак Кара-Суйского района Ошской области сотрудник патрульной милиции на служебной машине спешил на ночное дежурство. Было около десяти вечера, в это время на улицах немноголюдно. Вдруг прямо перед автомобилем на дорогу выскочила девочка лет двенадцати, причем так быстро, что милиционер едва успел ударить по тормозам. И все же толкнул ребенка передним бампером, к счастью, несильно. На шум выбежали родственники, соседи пострадавшей. Милиционера обвинили во всех смертных грехах и чуть камнями не закидали. А в чем его вина? В том, что 12-летний ребенок допоздна один бродит по улице? Или в том, что ни родители, ни школа так и не научили подростка правильному поведению на дорогах?
В селе Покровка Чуйской области случилось ДТП с летальным исходом. Под колесами авто оказалась парочка в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Мужчина не смог удержаться на ногах и рухнул прямо на проезжую часть, увлекая за собой подругу. Водитель попытался затормозить, но увы... В итоге два трупа, а водителя приговорили к пяти годам лишения свободы.
Справка "РГ"
По данным патрульной милиции МДВ, за 6 месяцев 2017 года в республике зарегистрировано 2 582 дорожно-транспортных происшествия. Это на 4,2 процента больше показателя прошлого года. В результате ДТП погибло 307 человек, пострадало 3 835.
По заверениям инспекторов патрульной милиции, в Киргизии существует неписаное правило: пешеход всегда прав. И если дело доходит до суда, то слуги Фемиды чаще всего встают на сторону "пострадавшего".
- Мы хотим разработать действенный механизм привлечения к ответственности пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения, - заявил вице-премьер-министр Жаныш Разаков на экстренном совещании Совбеза, посвященном дорожной дисциплине. - За ДТП, совершенное по их вине, надо ввести не только административную, но и уголовную, а также материальную ответственность.
Чиновник заверил, что в скором времени будут разработаны соответствующие законодательные акты.
Многие владельцы автотранспортных средств введение равноправия на дорогах республики восприняли с воодушевлением. Ибо считают, что пешеход, пересекающий улицу в неположенном месте, создает такую же угрозу безопасности движения, как и водитель-лихач.