Отделочные стройматериалы стали сегодня одним из тех секторов производства, где импортозамещение стало не просто новомодным лозунгом, но и успешной стратегией развития отрасли. Даже если под импортозамещением подразумевается локализация в России производств зарубежных компаний. Ведь и в этом случае бюджеты всех уровней получают налоговые поступления, а на рынке труда появляются новые рабочие места.
Президент корпорации "ТехноНИКОЛЬ" Сергей Колесников, оценивая ситуацию на рынке отделочных материалов с точки зрения соотношения импортной и российской (в том числе локализованной) продукции, отметил, что здесь импортозамещение состоялось. "Сегодня доля российской продукции в сегментах кровельных материалов, гидро- и теплоизоляции превышает 90 процентов.
Причем на отечественных предприятиях установлены современные производственные линии, позволяющие выпускать продукцию с высокой эффективностью, что положительно сказывается на ценах, и высокого качества. Ввозить в Россию материалы этого сегмента стало просто невыгодно. Значительная доля импортной продукции пока сохраняется в сегменте строительной химии. Но и этот рынок интересен для инвесторов, в том числе - отечественных", - уверен он.
Председатель Совета директоров компании "СУИхолдинг" Азарий Лапидус заявил "РГ", что сегодня практически все крупные производители отделочных материалов либо имеют свои производства в России, либо уже готовы их открыть. Исключением являются либо инновационные или эксклюзивные продукты, либо финишная продукция премиум-класса, например, сорта мрамора или гранита, имеющие привязку к региону происхождения. В остальном можно назвать лишь единичные виды продукции, по которым возникают трудности в плане импортозамещения. При этом, по мнению эксперта, не следует считать, что локализация - менее перспективный способ замены импорта, чем создание за счет бюджета особых преференций для стопроцентно российских предприятий по производству того же гипсокартона или кровли. "Knauff выпускает у нас гипсокартон, но он закупает отечественные гипсы, продукцию отечественных целлюлозных комбинатов, нанимает наших людей на работу, создает в России налоговую базу, - пояснил Лапидус свою позицию. - Поэтому считаю, что государство не должно вмешиваться в рынок, предоставляя чисто российским предприятиям нерыночные механизмы поддержки. Дефицита отделочных материалов нет, рынок насыщен и, если сейчас государство начнет само напрямую участвовать в разработке и производстве штукатурок, красок, плитки, то потребуются годы и большие бюджетные расходы в ситуации, которая не требует форс-мажорных действий".
По словам Сергея Фахретдинова, председателя Совета директоров ГК "Рускомпозит", одним из важных направлений в развитии импортозамещения в производстве отделочных стройматериалов должно стать широкое использование композитов. Он напомнил, что в соответствии с подпрограммой "Развитие композиционных материалов и изделий из них", к 2020 году объем производства композитов в РФ должен достигнуть 120 миллиардов рублей, а их потребление на человека - вырасти с 0,5 до 1,5 килограмма. "Главная проблема - сырьевая база в области получения изделий из композитов на 90 процентов является импортной, - обозначил проблему Сергей Фахретдинов. - Отсутствие нужных компонентов для российского производства также дополняется высокой зарубежной конкуренцией. Ключевые игроки композитной отрасли - Китай, США, ЕС и страны Юго-Восточной Азии - предлагают "умные" и экологически безопасные строительные материалы".
"Считается, что повысить конкурентоспособность российских строительных и отделочных материалов из композитов можно несколькими способами, - комментирует ситуацию Динис Гареев, директор по продажам антикоррозионных материалов компании "Делан". - Один из них- локализация западных производств на российском рынке. Второй способ повышения конкурентоспособности - применение инноваций и доступные цены. В идеале, эти два фактора должны присутствовать одновременно".
Альберт Попов, директор Ассоциации производи-телей керамических материалов:
- Начиная с 2015 года импорт керамической плитки, а также так называемого керамогранита и санкерамики сократился на 25-45 процентов, фасадных клинкерных изделий - более чем на 50. Соответственно, российские предприятия нарастили объемы выпуска. Сегодня реализуются проекты по модернизации и вводу новых современных мощностей по выпуску такой продукции. Например, сразу два новых предприятия заработали в Калужской области, вводятся объекты на Урале и в Дагестане. Вместе с тем 2016 год принес сокращение объемов производства из-за агрессивной ценовой политики зарубежных компаний. Необходимо актуализировать действующие нормативы, гармонизировать их с европейскими стандартами. Это откроет российским компаниям новые экспортные возможности.