До кризиса 2014 года россияне находили средства на экскурсионные выезды дважды в год, а теперь все свелось в лучшем случае к одной поездке, объясняет пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. За счет этого и спад.
Но главное, что влияет на выбор людей, это погода. Когда идет дождь - бронирований нет. А поскольку дожди в центре страны шли большую часть лета, в "экскурсионке" начался застой, перешедший в провал.
В меньшей степени на себе это почувствовали Москва, Санкт-Петербург, Казань и Калининград. Cпрос на Карелию тормозит ежегодно дорожающая перевозка. А по Золотому кольцу реже стали выезжать из-за роста цен на гостиницы. Отели на этом маршруте подняли стоимость своих номеров в среднем на 5 процентов по сравнению с прошлым годом. Вроде бы немного, но этого оказалось достаточно, по данным туроператоров, чтобы бронирования ушли в минус .
Впрочем, по мнению экспертов, такая ситуация была предсказуема. В прошлом году внутреннему туризму во многом "помог" ослабевший рубль, но с его укреплением мысли о заграничных путешествиях вернулись к россиянам.
"Сработал именно отложенный спрос. После нескольких лет перерыва люди захотели увидеть достопримечательности других стран", - считает гендиректор туристической компании Сергей Ромашкин. То же, по его словам, переживают и отечественные курорты: Сочи этим летом, например, недосчитался порядка 5 процентов отдыхающих, Анапа - 15 процентов, Крым - 30 процентов.
Но все эти цифры, как уточняют эксперты, касаются организованных туристов. Многие россияне сегодня предпочитают заниматься своим отдыхом самостоятельно, напрямую бронируя гостиницы или заказывая туры у принимающих компаний. И эта тенденция, по мнению игроков рынка, будет только усиливаться. Какая-то часть самостоятельных путешественников позже, возможно, вернется в турфирмы. Но пока компании вынуждены констатировать отток клиентов.
Накануне Ростуризм представил на общественное обсуждение концепцию новой федеральной целевой программы развития внутреннего туризма на 2019-2025 годы. В ее задачи входит увеличение внутреннего турпотока за счет создания, в том числе, новых туристических маршрутов.
В планах ведомства довести суммарный турпоток через девять лет до 93 миллионов человек, где россияне и иностранные туристы имеют практически равные доли. Предполагается, что общий объем финансирования программы составит более 615 миллирадов рублей.
В рамках ФЦП планируется предоставлять субсидии бизнесу на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам для реализации проектов по созданию и развитию туристических кластеров, на оборудование и оснащение различных туристических комплексов, покупки круизных судов и автобусов.
Кроме того, субсидии получат туроператоры в сфере внутреннего и въездного туризма. Деньги им будут выделены на уплату части затрат в рамках договора о реализации турпродукта на приоритетных для нашей страны направлениях. Предполагается, что эта мера снизит стоимость турпакетов в межсезонье, а также удешевит поездки для малообеспеченных слоев населения.