- С помощью карты мы наконец сможем понять, сколько у нас современных предприятий, где они расположены и чем занимаются, - конкретизировал замглавы минкомсвязи Сергей Калугин на "круглом столе", посвященном цифровой экономике, который прошел в стенах экономического факультета МГУ. Карта, думаю, будет готова к концу 2017 года, уточнил он "РГ".
"Мы тоже хотим понять, что с инвестициями. Чтобы выделять деньги на умное производство, а не на ремонт старого", - дополнил Владимир Пастухов, ответственный секретарь Стратегического совета минпромторга.
Что же до "старой" промышленности, то о ней забывать тоже нельзя, подчеркнул декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Тем более что основное промышленное производство у нас сосредоточено в крупных компаниях. Именно в них, считают эксперты, необходимо внедрять новые цифровые платформы, создавать новую систему регулирования.
Надо делать рейтинг цифровой трансформации, который должен показать жизнеспособность тех или иных отраслей промышленности, предложил Аузан. Впрочем, заметил он "РГ", быстрого результата ждать не стоит.
"Где-то до октября 2017 года мы будем работать над методами и концепцией рейтинга, а первые его результаты скорее всего появятся к концу 2018 года", - предположил он. А пока многие наши "классические" заводы в 10-15 раз отстают от зарубежных коллег по производительности. Напротив, часть современных компаний цифровой промышленности уже сегодня производит товар, способный на равных конкурировать с продукцией крупных предприятий.
Все дело в трех важных составляющих, объяснил вице-президент Сколковского института науки и технологий Алексей Пономарев. "Это кастомизация производства, когда товар делается с учетом пожеланий не массового, а конкретного человека. Это проектирование на основе цифровой модели, что дает возможность оперативного реагирования на запросы покупателей. И это децентрализация проектирования и производства", - перечислил он. Такие процессы выводят на рынок множество небольших компаний. И продукция с характеристиками, нужными конкретному, а не массовому потребителю, может быть даже дешевле, чем массовый товар.
Для того чтобы Россия смогла оперативно интегрироваться в цифровую экономику, нужно больше высокообразованных специалистов. А с этим проблема. Пока мы не попадаем в экономику знаний, с сожалением констатировала Екатерина Сычева, директор московского офиса консалтинговой компании The Boston Consulting Group. Почему? "До сих пор нет мотивации что-то менять и в обществе, и в экономике. Нет критической массы спроса на знания: а зачем они, когда разница в зарплатах водителя и врача лишь 20 процентов? И, наконец, система подготовки кадров до сих пор не готовит к экономике знаний", - резюмировала она.