Именно этот москвич, начинавший карьеру уличным музыкантом на Арбате, пожалуй, первым в стране так продуктивно и размашисто начал использовать в музыке сэмплы, электронные лупы. А его клип на песню "Весна" - там, где в небо Москвы-80 улетает олимпийский Мишка, - вообще классика отечественного видео! В песнях Дельфина обычно - коллаж подсознания, отчаяния, сдержанных, но бескомпромиссных и хуковых мелодий, нигилизма и поисков любви и смысла. В чем-то ближе к Достоевскому, иногда - к Кафке. Дельфин еще и тот редкий музыкант, кто пишет и песни, и стихи.
В июле музыкант и поэт был одним из хедлайнеров фестиваля "Нашествие". А 20 августа представит новую программу "Синтетика" в Санкт-Петербурге. Накануне Дельфин ответил на вопросы обозревателя "РГ" и рассказал об очередных переменах, на которые он горазд.
Накануне премьеры у вас появились новые музыканты. Как раз ради программы "Синтетика"?
Дельфин: Перемены происходят. Но независимо от нас. Мы часто за ними не успеваем. Бывает, что перемены уже произошли, но ты упорно пытаешься это игнорировать. Сначала бессознательно, а потом осознанно, пытаясь найти выход из создавшегося положения. За людьми надо наблюдать. По поводу людей у меня нет иллюзий.
Про перемены звучания? Звучание - для меня это вопрос третьего или четвертого порядка. Об этом нельзя думать специально, его нужно принимать как звук проживаемого момента.
Значит ли название премьеры, что теперь вы возвращаетесь к более синтетическому, компьютерному звучанию, от которого довольно долго шли к "живому" звуку: гитарам, барабанам... Вам так легче или новые электронные технологии вас снова так сильно впечатлили?
Дельфин: Сегодня нет разницы между виртуозной игрой на музыкальном инструменте и безупречном применении компьютерной программы в художественных целях. Компьютер всегда был моим другом, на которого реально можно положиться. Для моих слов звучание не важно. Они говорят сами. Мой любимый инструмент - мозг.
Ваша музыка стала мрачнее по настроениям, более трагической по духу, текстам - связано ли это с кризисом среднего возраста или с личными жизненными впечатлениями?
Дельфин: Я думаю и пишу. В жизни мы все старательно выстраиваем иллюзии хороших отношений дружбы, собственной значимости. Это важно для того, чтобы просто можно было жить. Но все это не так. На самом деле небо абсолютно черного цвета, это воздух делает его голубым. Состояние кризиса для меня означает работу над тем, как выйти из этой ситуации. И судя по тому, что я постоянно этим занят, кризис мой непроходящий и системный. Но идей у меня снова много... Сейчас мы заняты пробными записями и обдумываем то, что хотелось бы получить в итоге.
Отчего вы не работаете с приглашенными продюсерами?
Дельфин: Если бы появился человек, чье музыкальное влияние мне было бы приятно испытать, то я был бы только рад. Но пока полагаюсь на самого себя. Полагаю все-таки, что и при этой записи будут использованы живые инструменты в большом количестве и разнообразии.
И как обычно, вы заранее не знаете, куда вас заведут собственные "игры ума"?
Дельфин: Да, пока неизвестно, к чему приведет новая запись и что понадобится для исполнения нового материала на сцене. Поэтому сложно предположить, на чем мне предстоит играть в будущем.
Кстати, научились ли вы уже профессионально играть и на гитаре, как планировали?
Дельфин: Наконец-то я избавился от хлама и все свои гитары собрал и передал Грушинскому фестивалю. Они им нужнее.
Сэмплы, изучение новых электронных технологий, компьютерных программ и поиски оригинальных тембров занимают главное время артиста?
Дельфин: Надо пользоваться всем, чем можешь, если тем более ты знаешь, для чего все это делаешь. Наиболее полезно общение с увлеченными людьми, узкими специалистами в своей области. Аккумулируя их опыт и знания, можно добиться многого.
После того как впервые сыграли "Синтетику" в Москве, поклонники ждут творческого развития премьеры. Они не зря надеются?
Дельфин: Одни и те же песни в Питере и Москве звучат по-разному. Я играю не для публики, а для себя (это грубо, без нюансов). Но люди, приходящие на концерт, прекрасно знают об этом. В этом и есть интрига. Концерт может быть долгим или очень коротким, может быть оборван на полуслове. Могут прозвучать песни, что годами не исполнялись. Все зависит от момента и настроения...
В искусстве видеоряда и технологических идей оформления концертов вы тоже один из лидеров. Много изобретаете сами?
Дельфин: Все, что может наиболее полно донести до слушателя и зрителя то, что мы делаем, мы обязательно используем! Мне нравятся любые проявления человеческого таланта. И сам я всегда и во всем ищу красоту. Это и есть моя самая главная любовь!..