Этот ретроспективный показ скульптуры и графики удивительного художника ХХ века стал возможен благодаря сотрудничеству петербуржцев с московским музейно-выставочным объединением "Манеж", а также частными коллекционерами.
Вадим Сидур оставил огромное творческое наследие: более 500 скульптур, 2000 графических работ, стихи, прозу, кинофильм. И устроители экспозиции постарались сделать так, чтобы зритель получил представление обо всех гранях дарования мастера. Но главный интерес представляет, конечно, скульптура.
Лаконичные, часто весьма обобщенные образы Сидура точнее всего выражают суть "века-волкодава" - с его военными трагедиями, с бедами "маленького человека", с ужасами тоталитаризма.
Попавший на фронт 19-летним мальчишкой, Сидур-лейтенант получил тяжелое лицевое ранение. И уже будучи взрослым признавался: мой жизненный опыт на 80 процентов состоит из военного. Парадоксально, но именно Германия стала той страной, что первой по достоинству оценила масштаб дарования уникального художника: во многих немецких городах установлены памятники его работы, здесь не раз проходили персональные выставки Сидура.
Сегодня, разглядывая скульптурные работы Сидура, трудно понять, что так возмущало его хулителей. Может быть, предельная искренность? Явственное отсутствие официозного пафоса? Умение увидеть в неприглядной действительности трогательные проявления нежности и любви? А может, его юмор, позволяющий мастеру на равных беседовать и с Богом, и с мужиками-забулдыгами у пивного ларька? Его серия "Праздник" - лучшее тому подтверждение.
А работа 1968 года "После экспериментов" демонстрирует нам некий грубый котел, в котором переплавляются воедино части человеческих тел, превращаясь не то в какие-то неведомые существа, не то в некие индустриальные детали - шестеренки, болты...
"Чувствую себя прибором для измерения страха" - писал Вадим Сидур. Похоже, что его восприятие экологических проблем, небывалых открытий в науке и технике, которые поставили человечество на грань выживания, носило очень личный характер. И эта предельная обнаженность и внятность мысли, очевидно, тоже пугала высоких политиков.
А он просто ощущал себя частью природного мира, причем предметы цивилизации, похоже, тоже были для него частью природы современного человека. Примечательна в этом смысле линогравюра "Листья", где прожилки листиков деревьев незаметно перетекают в черты человеческих лиц.
В экспозицию вошли около ста работ Вадима Сидура.