Он не дожил четырех месяцев до 80 лет. Но фактически до самой кончины вел активный образ жизни - выступал в качестве эксперта по военным вопросам на телевидении, комментировал в газетах материалы по военно-авиационной тематике. А буквально на прошлой неделе на фестивале в честь 105-летия Военно-воздушных сил России поднимался в небо на американском самолете времен Великой Отечественной войны "Дуглас".
Казак по происхождению и казак в душе (после увольнения в запас Дейнекин несколько лет возглавлял Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества - прим. "РГ"), он до самого последнего дня был в гуще событий.
А ведь судьбу и службу Дейнекина при всем желании безоблачными не назовешь. Полуголодное послевоенное детство не сулило ему больших наград и чинов. Всего, чего он достиг в армии, стало результатом упорства и умения стойко преодолевать трудности. Решил быть военным летчиком - и стал им, в 1955 году окончил спецшколу ВВС в Харькове. Потом, когда в нашей стране начали создавать стратегическую авиацию, добился перевода туда. Хотя для этого пришлось вновь садиться за парту в Балашовском военном авиаучилище летчиков. Зато в 62-м Дейнекин уже был командиром дальнего бомбардировщика Ту-16.
В последующие сорок лет службы, вплоть до отставки в 2002, он так и не изменил своей главной любви - стратегической дальней авиации России. Уже будучи ее командующим, Дейнекин в качестве пилота летал на всех типах самолетов, имеющихся в этом роде ВВС, в том числе на знаменитых Ту-160 "Белый лебедь", Ту-95МС и ракетоносных Ту-22М3. Не просто летал, но лично участвовал в боевом патрулировании нашей ракетоносной авиации различных уголков планеты.
Если сосчитать все типы освоенных им летательных аппаратов, наберется под два с половиной десятка: от учебного Як-12 до современного сверхзвукового Су-27. Дейнекин даже во время зарубежных командировок умудрился подниматься в небо, садился за ручку управления Jaguar IB, B-25 Mitchell, B-1B Lancer.
Военную службу он успевал сочетать с общественной и научной работой, стал доктором наук, профессором.
На долю Дейнекина выпало возглавлять ВВС России, пожалуй, в самые сложные и трагичные для нашей страны и армии времена - с 1991 по 1998 годы. Автору этих строк довелось некоторое время служить его под командованием. Самое главное впечатление, вынесенное за это время, - Петр Степанович был исключительно преданным своему делу человеком. В 1993 - 1994 годах, когда из Западной группы войск в спешном порядке выводили полки и дивизии, главком ВВС чуть ли не в прямом смысле слова бился, чтобы возвращающиеся на родину авиаторы не оказались брошенными в чистом поле. Например, он добился, чтобы график вывода штаба 16-й воздушной армии, в которой я тогда служил, был составлен таким образом, что основная масса офицеров и прапорщиков вернулась в Россию, когда для их семей в подмосковной Кубинке был построен новый жилой городок.
Запомнился и другой, более поздний случай. В 1997 году я работал в "Красной звезде" и освещал в газете поездку президента Ельцина в Саратов и гарнизон летчиков Дальней авиации в Энгельсе. Главком Дейнекин, разумеется, встречал и сопровождал главу государства во время посещения этого городка. Президенту вроде бы все там понравилось, и он объявил, что наградил Дейнекина Золотой Звездой Героя - по моему, с формулировкой "за успешное внедрение в ВВС новой летной техники".
Назад в Москву я летел на борту главкома, и он пригласил меня немного отметить знаменательное событие. Только вот большой радости я у Дейнекина не заметил. Всю дорогу он с горечью говорил о том, как стремительно стареет парк военной авиации и как ему трудно выбивать деньги на закупку новых самолетов и ГСМ для поддержки у пилотов необходимого им налета. В этом, наверное, и был весь Дейнекин.
Героя России, генерала армии Петра Степановича Дейнекина похоронят на будущей неделе. Где упокоится его прах, решат родные. Возможно, тело предадут земле на родине бывшего главкома. Возможно - в Москве или на воинском мемориале в подмосковных Мытищах.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"