Появилась эта школа на медицинской карте города в прошлом году в качестве пилотного проекта. В школах, с которыми сотрудничает вуз, есть медицинские классы. Ученики там на первых порах изучали анатомию, пробовали ставить диагнозы и накладывать швы. Авторы проекта признали эксперимент успешным и решили развивать дальше. Департамент образования Москвы поддержал вуз, и этим летом начались полноценные занятия. Бесплатные курсы - один на две недели, другой на месяц, рассчитаны на старшеклассников как раз из профильных медклассов. В нашей стране ничего подобного больше нет нигде. Как рассказал "РГ" ректор Сергей Лукьянов, желающих идти по стопам хирургов в столице оказалось много, поэтому в школу юного хирурга пришлось объявить даже конкурс. Собеседование прошли школьники, лучше знающие химию, биологию и физику. Так набрали пять групп по 40 человек.
Программа у будущих врачей интенсивная: лекции, практикумы, семинары, мастер-классы идут по будням в режиме нон-стоп - с утра до вечера, с перерывами на отдых, обед и полдник. Например, в кинозале смотрят научно-популярные 3D-фильмы. Очки помогают взглянуть на человеческий организм изнутри и понять, допустим, почему люди страдают болезнью Альцгеймера. Или учатся работать с профессиональным оборудованием, на котором тренируются врачи на курсах повышения квалификации. В аудитории по соседству готовят к операции пациента-манекен: определяют симптомы, изучают рентген-снимки и анализы, а после с помощью эндоскопа обследуют трахею и бронхи.
Главные страсти кипят в операционном блоке учебного центра. Будущие врачи накладывают швы на кишечник. В качестве реквизита - свиные кишки. Все, что с ними делают ребята, одновременно транслируют на монитор. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных. Выдерживают не все, кому-то на первых занятиях становится плохо, делится с "РГ" преподаватель Антон Тягунов, но со временем втягиваются и не боятся.
Учат детей оказывать и первую помощь. В роли больного - робот, способный дышать и двигаться. Задача школьника - спасти ему жизнь, делая непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. За действиями юного врача следит преподаватель, который одним кликом по планшету может усложнить или облегчить задание. "В какой-то момент я могу вмешаться и сделать так, чтобы пациенту стало лучше, - пояснил руководитель центра аккредитации университета Павел Лопанчук. - У него восстанавливается сердцебиение и вновь появляется дыхание, задача учеников - вовремя это заметить".
Готовит университет еще программу и для детей помладше. По мнению Сергея Лукьянова, это должно помочь понять, подходит ли им такая профессия. Лучше, если случится это в школе, чем во время учебы в вузе.