Госкомпании "Автодор", которой передали в управление эту трассу, пришлось уточнить, какие из участков трассы М-4 "Дон" на юге России станут платными в ближайшее время. Так, в Ростовской области (1091-1119 километр ) на отрезке трассы, где расположены населенные пункты Самарское и Каяльский, платить за проезд заставят не раньше четвертого квартала 2017 года. А вот взимать плату на участках от Батайска до Краснодара в Краснодарском крае (1195 - 1319 километр) начнут поэтапно, после выполнения работ по их комплексному благоустройству.
Пока тарифы на проезд для этих отрезков М-4 "Дон" еще не определены. О дате ввода платности на них говорить пока преждевременно, отметили в "Автодоре". Учитывая, что практически все отрезки реконструируются на этой дороге за счет средств государства, то даты введения платы и тарифы на проезд по ним определит госкомпания. При этом там будут ориентироваться на средневзвешенный тариф в 1,5 рубля за километр.
Сейчас на трассе М-4 "Дон" девять платных участков и стоимость проезда по ним зависит от класса транспортного средства и наличия транспондера у его владельца. Средняя стоимость проезда для легковой машины без транспондера на этих участках (проходят через Московскую, Тульскую, Воронежскую области) составляет около 1,6 рубля за километр. С транспондером можно получить скидку в 50 процентов.
Между аэропортом Домодедово и трассой М-4 "Дон" пройдет еще одна дорога - уже по концессии. Владельцы аэропорта готовы вложить в этот проект 85 процентов от общей суммы. Государство профинансирует оставшиеся 15 процентов. Концессии как таковые на дорогах уже есть. Взимают сейчас плату на обходе города Одинцово на трассе М-1 "Беларусь" в Московской области. Там стоимость проезда по девяти километрам дороги днем может доходить до 150 рублей. Есть платные участки на трассе М-11 "Москва - Санкт-Петербург". Основная часть из них находится под управлением концессионеров. И цена проезда здесь тоже отнюдь не бюджетная. Проезд от МКАД до аэропорта Шереметьево для того, кто не обзавелся транспондером, обойдется в 250 рублей. А вот на платном участке дороги М-3 "Украина" в Калужской области цена проезда пока не больше рубля за километр.
На всех этих участках устанавливают камеры, которые следят за движением автотранспорта и погодными условиями. Это позволяет вовремя почистить дорогу во время снегопада или ограничить скорость движения в ураган. Все эти отрезки реконструированы, там нет одноуровневых развязок и "неожиданных" выездов на трассу от торговых центров. Все это позволяет автомобилистам ехать со скоростью более 100 километров в час. На этих отрезках нет и наземных пешеходных переходов, а большая часть населенных пунктов отгорожена от дороги шумовыми экранами. Они не пропускают шум и снижают вероятность "проникновения" на автобан пешеходов. Что до животных, то на лесных отрезках трассы для них оборудуют специальные переходы.
Но вот пока проблему пробок на платных трассах не всегда получается решить. Затруднения возникают не только из-за того, что идет ремонт и укладывают новый асфальт, но и потому, что пока в России не работает так называемая система бесконтактной оплаты free floor (когда на платной дороге нет рамок, а за проезд деньги автоматически списываются со счета автовладельца с помощью чипа в машине). Такую технологию намерены применять на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). К тому времени, когда начнут эксплуатировать эту трассу в платном режиме, возможно, уже будет принят закон, который разрешит не только взыскивать деньги за проезд с водителя-зайца платных дорог, но и штрафовать его за то, что он вовремя не заплатил. Пока такая норма в законе есть для наказания владельцев большегрузов, которые ездят по федеральным трассам в рамках системы "Платон".
До Петрозаводска теперь можно доехать с комфортом по капитально отремонтированной дороге. Речь идет о 9 километрах федеральной трассы "Кола", которые до недавнего времени были просто мучением для многих автомобилистов. Все снижали скорость, чтобы не повредить автомобиль, и как следствие возникали пробки.
Два года дорожники ремонтировали этот отрезок дороги. Из федеральной казны было выделено более миллиарда рублей на приведение этого отрезка трассы в нормативное (проще говоря, нормальное) состояние. Сегодня это четыре полосы в каждом направлении вместо прежних двух, электроосвещение с двух сторон на всем протяжении, новое современное обустройство. Причем дорожники сделали капитальный ремонт на несколько месяцев раньше запланированного срока.
Первым оценил качество работ глава минтранса Максим Соколов. "Федеральные трассы в Карелии одни из самых лучших в стране, 90 процентов находятся в нормативном состоянии", - сказал Максим Соколов.
После ремонта в республике ввели 75 километров федеральных автодорог. В Медвежьегорском и Кондопожском районах, например, обустроили и обочины, нанесли разметку, установили недостающие дорожные знаки, сигнальные столбики. А в Пряжинском и Лоухском районах специальным образом обработали поверхность трассы, защитив ее от климатического воздействия и преждевременного старения.
Министр дал старт прокладке участка федеральной трассе "Сортавала". Это 20 километров, которые свяжут Ленинградскую область и Карелию. После ее ввода автомобилисты смогут преодолевать расстояние до Петербурга на полчаса быстрее. Сегодня этот участок они проезжают за 50 минут. Работы планируют закончить в декабре 2019 года, на реконструкцию потратят 7,2 миллиарда рублей.
Пока региональные и муниципальные дороги Республики Карелия находятся далеко не в лучшем состоянии. В прошлом году на ремонт дорог в Петрозаводске выделили беспрецедентную сумму - 400 миллионов рублей из федерального бюджета плюс 50 добавил сам регион. На выделенные средства за один сезон привели в порядок 48 асфальтированных и 49 грунтовых дорог.
Подготовила Светлана Цыганкова
В Израиле до недавнего времени функционировали три платные дороги: тоннели Кармель - проложенное через горы шоссе, позволяющее объехать Хайфу; шоссе N 6 или "Шоссе Ицхака Рабина" - дорога, соединяющая север и юг страны, фактически главная дорога Израиля; шоссе N1, связывающее Тель-Авив и Иерусалим. Формы оплаты во всех случаях похожи. Так, за проезд по двум тоннелям Кармель существует фиксированная плата: 8 и 16 шекелей (около 130 и 260 рублей), которые вносятся на чек-постах со шлагбаумами. Форма оплаты разнообразна - от наличности до банковских карт и заранее купленных абонементов (их можно купить в банках, сетевых супермаркетах и на заправках). Более инновационная система оплаты работает на шоссе Ицхака Рабина, установить на котором чек-посты не представляется возможным из-за большого количества вливающихся в него дорог. В этом случае камеры, установленные на всей протяженности дороги, считывают номера автомобилей, и позже владельцы получают счет в соответствии с пройденным платным отрезком. Проезд этого шоссе из конца в конец для израильского автомобилиста обойдется примерно в 35 шекелей - около 570 рублей. Для туристов, путешествующих на прокатных автомобилях, плата может увеличиться в три раза - в тариф добавляется услуга по обработке информации. Что касается шоссе N1, то это не полностью платная дорога, а выделенная полоса, проезд по которой может стоить 5-25 шекелей (80-400 рублей), в зависимости от времени суток и загруженности магистрали. Система оплаты, как и в предыдущем случае, основывается на распознавании номеров и приходящих счетах. Статистика аварийности для платных и бесплатных израильских дорог практически не различается из-за общих ограничений скорости. Более того, как признаются сами израильтяне, зачастую на бесплатных дорогах поток движется гораздо быстрее, и на платных дорогах бывают многокилометровые пробки.
В Германии платных дорог не существует. Однако со всех грузовиков с 2011 года взимается пошлина величиной около 15 центов за каждый пройденный по автобанам и главным общефедеральным трассам километр. Введение этого сбора было обосновано идеей справедливого распределения издержек по строительству и ремонту дорог. Ведь пользуются ими все, а основной вред наносится тяжелым грузовым транспортом. Въезд на все трассы всегда свободный. Никаких домиков со шлагбаумами или преград не установлено. Грузовики контролируются с помощью видеонаблюдения. Пошлина оплачивается на специальных терминалах, на заправках или в местах отдыха водителей грузовиков, а также в Интернете. Вся информация о проезде грузовиков и уплаченной пошлине собирается АО, которое финансируется из госбюджета и отвечает за пересылку предупреждений неплательщикам. За уклонение от оплаты грозит штраф. За злостную неуплату можно лишиться прав и лицензии на грузовые перевозки.
В Польше в общей сложности пока насчитывается около тысячи километров платных автомагистралей, но в будущем платными должны стать все автобаны. В стране существуют платные магистрали двух видов - в ведении Генеральной дирекции дорог республиканского значения и автомагистралей (ГДДКиА) и частные. На частных магистралях деньги за проезд собирают по старинке - водитель на въезде платит за проезд или покупает в будке транзитный билет, который оплачивает при выезде. На трассах ГДДКиА такой способ тоже остался, но дирекция активно внедряет систему viaTOLL - когда в машине устанавливается транспондер viaAUTO, позволяющий без задержки проезжать через КПП. Стоимость прибора - 100 злотых (1 злотый - 16,2 рубля).
Что касается транспорта весом свыше 3,5 тонны, на нем транспондер должен стоять в обязательном порядке. Деньги за проезд с viaAUTO списываются различными способами. Можно в пункте обслуживания внести деньги на счет в viaAUTO. Можно зарегистрировать транспондер на сайте и оплачивать все через Интернет. Еще вариант - оформить рассылку ежемесячных счетов. Стоимость проезда по платным автомагистралям в Польше зависит от конкретной трассы. По данным на первую половину 2017 года, для автотранспортных средств общей массой не более 3,5 тонны она варьировалась от 10 грошей (0,1 злотого) за километр у ГДДКиА до 36 грошей за километр на отдельных скоростных шоссе у частных компаний. Повышенные тарифы частники объясняют высокими расходами на поддержание трассы в порядке. В общей статистке ДТП платные трассы не выделяются в особую графу.
Подготовили Петр Лихоманов, Анна Розэ (Берлин), Константин Волков