После статьи "РГ" в историю Сагланы и ее мамы вмешалась Генпрокуратура

Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол на своей странице "ВКонтакте" сообщил о том, что, по словам детского омбудсмена Анны Кузнецовой, история девочки Сагланы благополучно завершилась. Генпрокуратура поддержала мнение омбудсмена о незаконности уголовного преследования в отношении ее матери Эляноры Салчак.

Как стало извесно "РГ", соотвествующее письмо за подписью заместителя Генерального прокурора Владимира Малиновского направлено прокурору Тувы. В нем, частности, отражена позиция надзорного ведомства, о том, что изучение уголовного дела показало, что в нем отсутствуют доказательства, свидетельствующие о совершении матерью девочки инкриминируемых ей деяний. Также прокурору Тувы поручено принять меры прокурорского реагирования, направленные на прекращение незаконного расследования в отношении обвиняемой.

О невзгодах, обрушившихся на семью кочевников из отдаленного поселка Кунгуртуг, вся страна узнала из материала "Российской газеты" "Девочка и спички" (N 7229 от 27 марта 2017 г.). После того, как пятилетняя малышка прошла несколько километров по тайге до соседней стоянки, чтобы рассказать о смерти бабушки, ее матери было предъявлено обвинение в совершении преступления по ст. 125 УК РФ (оставление в опасности малолетнего ребенка).

По версии следствия, Элянора Салчак оставила дочку у своих престарелых родителей в труднодоступном месте Салдам-Белдир. Восьмого февраля бабушка внезапно скончалась от сердечного приступа, и слепой 74-летний дед отправил девочку за помощью. Пока обвиняемая, силовым образом доставленная для допросов в Кызыл, знакомилась с материалами уголовного дела, руководство республики при поддержке уполномоченных по правам ребенка в РФ и РТ боролись за то, чтобы ее не лишили материнства. В результате органы опеки и попечительства признали: причин для изъятия ребенка нет. Региональные власти семью в беде не оставили: решили приобрести квартиру в райцентре, чтобы Соглана могла посещать школу. Предложили Эляноре пройти курсы повара-кондитера и устроиться на работу в местную столовую.

Впрочем на момент подписания номера решение Генпрокуратуры до Тувы еще не дошло.

- Я сейчас в дороге, по степи еду, но пару минут еще связь будет, - ответила на телефонный звонок "РГ" адвокат Лейла Монгуш. - О доброй новости слышала, конечно, но радоваться пока боюсь - официального уведомления пока не видела. Могу только сказать, что Саглана с мамой живут на своей чабанской стоянке, все у них хорошо. Настойчивые попытки лишить меня профессионального статуса прекратились, нарушений в моих действиях не нашли.

... Корреспонденту "РГ" удалось дозвониться до самого труднодоступного в республике Тере-Хольского района.

- Очень надеемся, что хорошая весть подтвердится, - прокричала в трубку председатель районного хурала представителей Чечена Дудуп. - А Элянору с Сагланой я только что на улице встретила. Они за продуктами приехали. Улыбаются - вместе ведь. Счастье никто не разрушил.

Прямая речь

Шолбан Кара-оол, глава Республики Тыва:

- На первый взгляд, маму Сагланы действительно можно было во всем обвинить и судить. Но уверен: если бы Элянору все же судили, то присяжные признали бы ее невиновной - ни в оставлении дочки в опасности, ни в плохом материнстве. Если вдуматься, как может быть плохой мать, у которой дочка умеет перебороть страх, сознает ответственность за близких людей, знает, как выжить в тайге, где нет элементарных для XXI века вещей вроде мобильной связи, электричества, дорог и так далее? А ведь она растила ребенка не по системе какого-нибудь доктора Спока или Монтессори.

И еще один урок - на мой взгляд, для всей страны. Он в том, что федеральное законодательство в некоторых случаях совершенно не учитывает специфику регионов. С точки зрения обычаев и исторически сложившегося уклада жизни коренных тувинцев, история той же Сагланы абсолютно естественна. Нас всех, по крайней мере старшее поколение, растили именно так - чтобы с раннего детства ребенок был как можно самостоятельнее, помогал старшим. Это правило кочевой жизни, из которой выросла культура тувинского народа. Здесь девочка к 6-7 годам должна уметь многое из того, что положено женщине - убираться, разжигать очаг, готовить еду, шить, нянчить младших. В Туве многие жители, особенно на селе, из чабанских семей, до сих пор придерживаются этих правил в повседневной жизни.

Но стоит наложить на традиции современные законы - и сразу возникает острая коллизия.

Противоречий между правом и обычаями, между официальными законами и реальной жизнью более чем достаточно. Многие из этих нестыковок и расхождений, на мой взгляд, искусственны, их надо примирять с правдой.