Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер заявил на днях, лично посетив вокзал: "Мы проверяем, можно ли с помощью современной техники и уже установленных видеокамер улучшить преследование террористов, подозреваемых и опасных уголовных преступников". Если эксперимент удастся, это, по словам министра, будет "огромным успехом для обеспечения безопасности граждан". Томас де Мезьер в ответ на прозвучавшую критику подчеркнул, что все видеозаписи будут удаляться через некоторое время. По его словам, видеонаблюдение важно для расследования совершенных преступлений. Данные не причастных к ним граждан обнародоваться и сохраняться не будут. Впервые в мире программное обеспечение тестируется на столь большом вокзале, как берлинский, где ежедневно проходят около 160 тысяч человек. Пока что подобные системы применялись лишь на стадионах и во время крупных мероприятий. Общая стоимость эксперимента - 150 тысяч евро.
При входе на вокзал со стороны автобусных остановок каждого пассажира встречает специальная разметка. Белая - там, где можно пройти без страха быть опознанными, синяя - только для тех, кто согласен попасть в поле зрения трех из 77 камер наблюдения, установленных на вокзале. В проекте участвуют около трехсот человек, добровольно согласившихся предоставить свое лицо для полицейской базы данных. Как рассказал "РГ" представитель отделения Федеральной полиции в Берлине Торстен Петерс, три видеокамеры будут постоянно передавать данные о проходящих пассажирах на полицейские компьютеры. Все лица будут биометрическим методом сравниваться с фотографиями добровольцев. Проект рассчитан на полгода. Особенно важно провести тестовое опознавание зимой. Ведь умные алгоритмы должны "узнавать" преступников не только с солнечными очками на носу, но и в шапках или платках.
Добровольцев полицейские нашли сами прямо на вокзале. Все они подписали согласие на участие в тестировании нового программного обеспечения. В основном отказов не было, рассказывает Торстен Петерс. Люди охотно соглашались внести личный вклад в свою собственную защиту. Тем, кто будет зафиксирован камерами 25 раз, в качестве "спасибо" будет выдан бонус крупного онлайн-магазина на сумму 25 евро. Занявшие первое, второе и третье места "активисты" тестирования получат электронные подарки.
Каждый из трехсот добровольцев должен иметь при себе датчик размером с монету номиналом два евро. С помощью системы Bluetooth данные о прохождении пассажира по вокзалу будут передаваться на пульт в полиции. Таким образом эксперты смогут проверить, был ли данный гражданин в конкретный временной промежуток на вокзале и не ошиблись ли алгоритмы, выбрав его фотографию из базы данных.
Как рассказал "РГ" представитель МВД Тобиас Плате, возможность повсеместной установки системы зависит от результата ее тестирования и проверки законодательно-правовых оснований. Поэтому пока нельзя с точностью сказать, будет ли она и когда введена в эксплуатацию.
Защитники безопасности личных данных высказывают сомнения в правомерности эксплуатации этой системы. По их мнению, в отличие от уже существующего повсюду видеонаблюдения новая система даст возможность сиюминутной идентификации граждан и создания маршрута их передвижения. Кроме того биометрическое распознавание таит опасность злоупотребления в случае, если данные попадут в руки преступников. Томас де Мезьер в ответ на прозвучавшую критику подчеркнул, что все видеозаписи будут удаляться через некоторое время. По его словам, видеонаблюдение важно для расследования совершенных преступлений. Данные не причастных к ним граждан обнародоваться и сохраняться не будут.
- В Москве уже работают системы распознавания лиц, - рассказал "РГ" руководитель департамента региональной безопасности и противодействия коррупции столичной мэрии Владимир Черников. - Мы используем их в экспериментальном порядке для обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий с большим скоплением народа. Систем таких имеется несколько, и вместе с разработчиками мы вносим сейчас коррективы для повышения эффективности этих технологий. В процессе этой работы будет также решено, где их лучше устанавливать, кто должен отвечать за них. Безусловно, в первую очередь такие системы используются для профилактики и борьбы с терроризмом.
В московском метро, вестибюлях и подуличных переходах, поездах и на платформах станций, установлены видеокамеры. Всего более 17 тысяч, 5,5 из них высокого разрешения двух типов: IP-камеры для ситуационного и обзорного видеонаблюдения и видеокамеры также с функцией автоматического распознавания лиц. Еще их называют "умными". Устройства могут распознать потенциально опасные ситуации от скопления людей до забытых предметов. Картинка в режиме реального времени поступает в Центр управления обеспечением транспортной безопасности, открывшийся в начале этого года. Как рассказали в столичной подземке, интеллектуальная система видеонаблюдения помогает реагировать на нештатные ситуации в десять раз быстрее, чем при использовании камер старого типа.
Подготовил Сергей Жуков