Самые громкие аварии на лифтах за последнее время связаны именно с ошибками обслуживания и эксплуатации механизмов. Механики, занимающиеся ремонтом лифтов, не всегда обладают нужными знаниями и проходят обучение и переквалификацию, получают нужную категорию для работы с современными, напичканными электроникой лифтами. В результате треть получивших травмы или погибших при авариях лифтов людей - сами механики, ремонтирующие подъемники, или строители.
Это говорит о том, что сотрудники, непосредственно работающие с лифтами, довольно мало знают об опасностях своей работы. И от того пользоваться подъемниками, которые они отремонтировали, вдвойне страшнее. "В среднем в лифтах гибнет около пятидесяти человек в год", - говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.
Непрофессиональные мастера лишатся возможности обслуживать лифты. Заниматься этим будут только квалифицированные механики. "Случайные, неподготовленные люди не смогут получить доступ к обслуживанию лифтов", - подчеркивает Алексей Захаров.
Механики должны сдать квалификационный экзамен или могут лишиться работы. Сама специализированная организация не может иметь лишь штат сотрудников, для ремонта подъемников ей необходима отдельная мастерская и транспорт. Правила позволяют отсеять конторы, которые получили право на обслуживание лифта, но по факту не занимаются этим. Насколько новые нормы помогут убрать с рынка такие организации, будет зависеть от контролирующих органов. Основания для "зачистки" рынка у них теперь есть.
Иметь квалифицированный персонал, который разбирается в эксплуатации лифтов, обязали и управляющую компанию. Именно он должен следить за тем, насколько качественно выполнили свою работу механики. А также за соблюдением рекомендаций по эксплуатации от производителя лифта, за тем, чтобы все профилактические и ремонтные работы были сделаны вовремя.
Спрос на специалистов, которые разбираются в лифтах, вырастет. В силу несовершенства законодательства в последние годы таких специалистов становилось все меньше. И все мы знаем, к каким результатам привело их сокращение. А работы у них достаточно. Примерно к 40 процентам лифтов в стране есть те или иные претензии, отмечает Алексей Захаров. В стране из 440 тысяч лифтов 130 тысяч выработали свой ресурс.
Еще одна проблема, которую позволят устранить новые правила, это постановка на учет всех лифтов, находящихся в эксплуатации. За время, пока отрасль регулировала себя сама, накопилось большое число подъемников, которые нигде не числятся. То есть для государства они фактически не существуют. Эксплуатация таких механизмов крайне опасна. Ведь если лифт не стоит на учете, его никто не придет проверять - невозможно следить за его исправностью.
В ближайшее время в этом вопросе обещают навести порядок. Все лифты внесут в федеральный реестр. Подъемники, сведения о которых не будут включены в реестр, лишатся права на эксплуатацию.
В январе 2017 года механика насмерть раздавило лифтом в одном из домов Московской области. Он ремонтировал двери лифта, но забыл отключить сам подъемник. Двери внезапно захлопнулись и лифт пришел в движение.
Случай массовой гибели людей произошел при строительстве жилого комплекса "Сердце столицы" в Москве. При падении лифта погибли пять человек, все они были строителями, работавшими на объекте. Причиной трагедии стал обрыв троса.
Одно из самых громких происшествий - авария в лифте ЖК "Алые Паруса" в Москве в 2016 году. Женщина упала в шахту с высоты седьмого этажа и разбилась насмерть. Кабина лифта развалилась при движении. Авария вскрыла целый комплекс проблем лифтового хозяйства страны.
В 2015 году громкое дело с гибелью ребенка произошло в Москве. Коляску с младенцем зажало дверями лифта, когда родители пытались войти в него. Мать ребенка оказалась в лифте, а отец остался на площадке. Внезапно лифт начал движение вниз. Родителям не удалось остановить подъемник, механизм раздавил коляску с ребенком, спасти малыша не удалось.
Эксперт проекта "Юрконсультация" на сайте "РГ" рассказывает о действующем порядке ремонта лифта здесь.