На Кубани исчезли 260 работ известного скульптора Александра Аполлонова

В правоохранительные органы Кубани поступило необычное заявление: сыновья трагически погибшего скульптора Александра Аполлонова Иван и Петр просят провести проверку и возбудить уголовное дело по факту хищения наследственного имущества своего отца на сумму более 105 миллионов рублей.

Среди таинственно исчезнувших работ указаны свыше 260 произведений искусства, причем этот перечень был составлен самим художником за несколько дней до смерти. В ситуации разбиралась корреспондент "РГ".

Поэзия в бронзе

Александр Аполлонов погиб в автокатастрофе 11 июня. Автор отлитых в бронзе символов казачьего края ушел из жизни ровно за два месяца до своего юбилея: 11 августа ему бы исполнилось 70 лет, больше 40 из которых самый известный на юге России мастер монументальной скульптуры жил и творил в Краснодаре. За четыре десятилетия Аполлонов создал целую галерею монументальных памятников, бюстов и памятных досок, возвращая в пластических образах из небытия наше великое прошлое. Первый отлитый им памятник командиру женского авиационного полка Евдокии Бершанской был установлен в 1988 году в Краснодарском аэропорту. Монументальный обелиск в честь маршала Георгия Жукова, дополненный образом святого Георгия - покровителя российского воинства, - тоже его творение. Он автор памятника воинам-кубанцам, погибшим в Афганистане, памятника Кубанскому казачеству, его работы украшают улицы и площади многих российских городов: для Волгограда он отлил бюст Владимира Высоцкого, для Новосибирска - Александра Покрышкина, для Ставрополя - императора Николая I, для Владикавказа - Героя России Дениса Ветчинова.

Но, безусловно, самой значимой и самой драматичной, как показало время, для Александра Аполлонова стала работа над воссозданием памятника Екатерине II, торжественно установленного в далеком 1907 году на Атаманской площади Екатеринодара и разрушенного спустя четверть века большевиками.

- Александр Аполлонов оставил после себя больше, чем все мы, стоящие в этом зале, - сказала на открытии его памятной выставки министр культуры Кубани Виктория Лапина. - Это человек, который мог чувствовать людей и создавать их образы. Его именем будет названа одна из улиц Краснодара.

История с повторением?

В последний путь Александра Аполлонова провожала практически вся местная творческая интеллигенция.

- Когда умирает творец, с неба падает звезда и небо становится другим, - сказал председатель краевого отделения Союза художников России Константин Одинцов. - Хорошо, если зажжется другая звезда, но таким небо уже никогда не будет. Когда умирает настоящий художник, остаются его работы, в которые вложена частичка его души. По сути - это бессмертие.

Спустя несколько дней после похорон в Краснодарском художественном музее имени Федора Коваленко открылась памятная выставка. Экспозиция небольшая - всего 29 работ, 15 из них - скульптурные произведения Аполлонова из фондов музея, остальные экспонаты - модели памятников из мастерской художника. Здесь же гипсовая модель памятника казакам - основателям Краснодара.

- Этот макет стоял в мастерской отца, - говорит старший сын скульптора Иван Аполлонов. - Он последние месяцы был буквально погружен в новую работу. Рядом с гипсовой моделью лежали рисунки элементов памятника - казака, священника, бандуриста, стреноженного скакуна, стоящих на фоне колонны, увенчанной ангелом и крестом. Такое ощущение, что отец вышел лишь на минутку и сейчас вернется, чтобы продолжить работу. Ведь именно ради нее он ездил в Новороссийск, но возвращаясь оттуда, разбился.

Таинственно исчезли свыше 260 произведений искусства, причем этот перечень был составлен самим художником за несколько дней до смерти

Установленная в Новороссийске монументальная композиция "Морская слава России" стала своеобразной хранительницей города у моря. Аполлонов мечтал, чтобы подобный символ появился и в кубанской столице.

- Этот памятник планируют установить на одном из въездов в Краснодар, - поясняет Иван Аполлонов. - Друг и соратник отца архитектор Юрий Щербинин надеется, что удастся завершить проект. Будем искать достойных мастеров, готовых взяться за работу по отцовским эскизам. Ведь в истории кубанской столицы уже есть подобный опыт: в 1893 году Михаил Микешин изготовил эскизную модель памятника Екатерине Великой, которую утвердил император Александр III. А после внезапной смерти Микешина за завершение проекта взялся одесский скульптор Борис Эдуардс. Теперь история может повториться.

Выгнали

Последние годы Александр жил в доме на улице Постовой - в двух кварталах от памятника Екатерине.

- Это было главное творение отца, наверное, поэтому он и поселился рядом с ним, - говорит Иван Аполлонов. - Все знали, что дом приобретен на гонорар, полученный за создание памятника, известно, у кого куплен и за сколько. За 12 лет он многое капитально реконструировал, значительно увеличив площадь самого дома, в котором вдоль лестницы и на стеллажах были установлены его скульптуры. Они стояли и во дворе, под навесом, на полках в четыре ряда. По сути, это был настоящий музей, посетителями которого становились многочисленные гости. Отец жил в нем со своей гражданской женой, на которую, как теперь выясняется, был зарегистрирован этот дом. Наверное, когда он оформлял на нее приобретенную недвижимость, то не мог даже в страшном сне представить, что настанет время, когда его самого вышвырнут за порог дома, прибрав к рукам не только все имущество, но и скульптуры, а также собранную за десятилетия библиотеку редких книг по искусству. Но именно так и случилось, причем это произошло еще за полгода до его трагической гибели.

Известна точная дата, когда Александр Аполлонов, по сути, превратился в бомжа, - 24 декабря 2016 года. Об этом он сам сообщил корреспонденту "РГ".

- Из института, где я преподаю, пришел домой и обнаружил, что он заперт, все замки сменены, - рассказывал Александр. - По телефону мне сообщили, что я, мол, никаких прав не имею ни на сам дом, ни на то, что в нем находится. Даже личные вещи не разрешили забрать. Пришлось ночевать в мастерской, потом селиться в гостинице. Пытался договориться, убедить, что нельзя так поступать, но бесполезно. Оказалось, дом уже выставлен на продажу, а в суде лежит иск о моем выселении. А позже я узнал от знакомых, что мои работы вывозятся в неизвестном направлении.

По словам сыновей, после гибели отца они позвонили его гражданской жене.

- Мы сказали ей, что не будем претендовать на дом при условии, если она возвратит все созданные отцом произведения искусства, - рассказывает Петр Аполлонов. - Она пообещала позже сообщить о принятом решении. Так и не дождавшись ответа, мы были вынуждены подключить к поиску исчезнувших скульптур правоохранительные органы...

Художник и конъюнктура

Обстоятельства складывались так, что чиновники стремились постоянно вмешаться в творчество скульптора. Чаще всего причиной становились финансовые проблемы, но порой и политическая конъюнктура, как это случилось при создании памятника казаку-первопроходцу, установленного возле здания краевой администрации.

Прототипом его стал войсковой судья Антон Головатый, одетый в традиционную форму запорожских казаков. Когда в середине 2003 года Александр Аполлонов взялся за реализацию проекта, то был уверен, что к маю 2004 года монумент уже будет стоять на главной площади края. Но осенью 2003 года разразился скандал вокруг таманской косы Тузла, после чего по просьбе тогдашнего губернатора Кубани Александра Ткачева было решено поменять образ казака, спрятав запорожский чуб под кубанскую папаху. Не успел Аполлонов закончить работу над новыми эскизами, как концепция опять поменялась. Скульптору было сказано, что для всего мира кубанские казаки привычно воспринимаются в черкесках, и ему вновь пришлось переваривать каркас. А потом предложили заменить оружие первопроходцу, оставив в итоге лишь саблю.

Мнение

Любовь Коваль, член Краснодарской краевой коллегии адвокатов:

- Как всякий талантливый человек, Александр Алексеевич был доверчив и не приспособлен к быту. Он обратился ко мне за помощью еще в начале года. Никаких документов не было - все осталось в доме. Чтобы получить доказательства приобретения им домовладения, пришлось искать свидетелей, подтверждающие документы, делать через суд запросы в различные инстанции. Александр Алексеевич составил опись имущества и произведений искусства, которых его лишили обманным путем. Этот список явился основанием для предъявления иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Восьмого июня суд наложил арест на имущество, а через три дня - 11 июня - Аполлонов попал в автокатастрофу, поэтому исполнять решение суда приставам пришлось уже после гибели истца. Согласно акту, составленному судебным приставом, дом предстал в нежилом виде, а все имущество, в том числе произведения искусства, - исчезло. Объяснения по этому поводу ответчица давать отказалась, заявив судебному приставу: "Он же умер, разве это мне не поможет?"

Все случившееся, на мой взгляд, следует рассматривать уже в рамках не гражданского, а уголовного дела.