Совместный творческий процесс - возможность объединить одноклассников и раскрыть творческие способности каждого из них. Но, как показала практика, проект способен решать и другие задачи.
"Я не очень в математике. Я красивый (но это не точно)" или "Я человек любознательный, целеустремленный, но ленивый. Я люблю, когда меня хвалят, но мне лень что-то для этого делать" - это цитаты из книги, которая уже написана ребятами из одной лагерной смены. "О чем эта книга? Конечно, она о нас, о тех, кто ее пишет, - рассказывает президент фонда "Живая классика" Марина Смирнова. - Структуру книги каждый класс придумывает сам. Мы опробовали проект в одном из лагерей. Сначала предложили детям заполнить анкету - получилось сухо. Пошли глубже: попросили ребят, чтобы о них написали друзья. И так каждый постепенно написал десять страниц художественного текста. Книжка может состоять из всего, что ребята придумают вместе: анкет, легенд, стихов, сочинений. Все, что их трогает, волнует, интересует. Многие дети не знали, что написать в графе "Есть ли у вас лучший друг". Поэтому, нам кажется, книжка способна дать понять детям что-то важное о себе, остановившись, перечитав, задумавшись".
Проект, говорят организаторы, вырос не на пустом месте - есть международный опыт. В американских школах такие книги делает медиаотряд, который весь год собирает информацию. У нас посчитали, что лучше, когда сами ученики проявляют инициативу и пишут "Книгу класса". Безусловно, "Всероссийская школьная летопись" - это больше, чем просто память, сохраненная частичка детства, больше, чем просто творческое задание, которое способно выявить таланты, это срез настроений поколения.
Директор РГДБ Мария Веденяпина говорит, что они решили поддержать этот проект по нескольким причинам: "Во-первых, мы зачастую со скептицизмом относимся к консервативности библиотек, но в этой консервативности заключается хроника времени. Я надеюсь, что лет через пятьдесят эти летописи станут объектом исследований историков: другие поколения узнают, как в 2017 году в этой стране жили, какие были мечты, надежды, интересы, как любили, обижались, творили, дружили. Во-вторых, это творческий проект. Нельзя приказать всем классам писать дневники. Как читать нельзя заставить, так и писать. А конкурс выявит лучших".
Веденяпину поддерживает и директор МДЦ "Артек" Алексей Каспржак, который уверен, что в проекте ни в коем случае нельзя ограничивать детей: нельзя ставить их в определенные временные рамки, выбирать самим, какие классы должны принимать участие, навязывать темы - пусть дети проявят себя так, как им хочется.
Замдиректора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Тараданова уверена, что работая над книгой школьники смогут получить навыки проектной деятельности и работы в команде. "Проект - замечательная методическая находка для педагога, которая позволяет все эти умения развивать и закреплять", - сказала представитель минобрнауки.
Соучредитель проекта, директор издательства "Рипол классик" Сергей Макаренков заверил, что изданные экземпляры летописи поступят на хранение в фонд школьной библиотеки, в Российскую книжную палату и в Российскую государственную библиотеку.