Александр Николаевич, началу учебного года всегда предшествует колоссальная работа по подготовке школ к занятиям. Расскажите о наиболее важных моментах этого процесса.
Александр Михайлов: Мне хотелось бы с самого начала сказать о том, как замечательно, что наш президент Владимир Владимирович Путин поставил задачу, которая объединила многие федеральные министерства и ведомства: это задача по переводу школ на обучение в одну смену. Скажу еще, что Курская область одной из первых в стране эту программу сформировала, согласовала и синхронизировала с федеральными структурами. Реализовать ее предстоит до 2025 года.
Если же говорить о текущих задачах, то все мы знаем, что ряд школ региона нуждался в капитальном ремонте, еще ряд - требовал реконструкции. Есть необходимость и в строительстве новых школ, сейчас такая работа ведется. К примеру, в поселке Медвенка новую школу на 650 мест планируем сдать к концу декабря нынешнего года.
Вообще задача подготовки к новому учебному году возникает еще до того, как закончился предыдущий, а модернизация - переоснащение на современный лад - это тоже процесс непрекращающийся. Есть еще множество других вопросов, к примеру - та же программа "Школьный автобус". Это прекрасно, что федеральная власть - по принципу софинансирования - помогает нам в этом. В нынешнем году для курских школ закуплено 59 автобусов, но из них только семь - за средства областного бюджета. Все эти процессы нужно внимательно отслеживать. Когда на федеральном уровне предлагается передать полномочия по развитию школ регионам, это, конечно, хорошо. Только эти полномочия важно подкреплять ресурсами. Пока без федеральной поддержки делать это очень сложно.
В последние годы в регионе активно идет строительство новых школ. Вторая смена для курских школьников скоро останется воспоминанием. Известно, для всей России именно курский опыт на федеральном уровне назвали примером для тиражирования. Такие школы, как на проспекте Победы в областном центре, будут теперь строить в разных уголках нашей страны. Скажите, что, на ваш взгляд, становится главной особенностью современных школ? И есть ли новые, еще более интересные проекты учебных заведений в регионе?
Александр Михайлов: Мы постарались системно подойти к модернизации школ. Когда я как губернатор возглавил Курскую область, в регионе была 21 аварийная школа. Пришлось сначала разбираться с этой проблемой. Дальше мы старались сделать все, чтобы в городах были современные образовательные учреждения. Уделялось много внимания спортивной базе школ. Так, с "Газпромом" нам удалось решить интересную задачу - построить 114 многофункциональных спортивных площадок. При этом в Курске из этого числа - только 18. Остальные расположены в разных районах области, рядом с базовыми школами, которые мы определили в сельской местности. Мне это ставят в претензию некоторые горожане. Но я уверен, что регион должен развиваться по всей территории, и это всегда повторяю. Поэтому сегодня базовые сельские школы не уступают городским. Дети получают там такое же образование, как и в городах. Это было и остается главным. К примеру, сейчас важно перевести школьные котельные на газ: в этом году мы это сделаем в 11 школах. Снижаются затраты на отопление и повышается надежность. К 2019 году на газ будут переведены все школы.
Часто жители новостроек жалуются на отсутствие социальной инфраструктуры. Знаем, что в Курске строительство детских садов и школ идет параллельно с возведением жилья. Как этого удалось добиться?
Александр Михайлов: С теми, кто выигрывает тендеры, а это компании достаточно мощные, мы сразу договариваемся о строительстве инфраструктуры. Проект микрорайона это уже учитывает. Чтобы рядом с жилыми домами был построен, к примеру, детский сад, а затем спортивная площадка, возможно, школа.
Недавно министр образования и науки РФ Ольга Васильева сказала о том, что школа должна не только давать знания и учить школьников получать их самостоятельно, но и воспитывать. Согласны ли вы с этим? И что, по вашему мнению, должно стать основой для воспитательного процесса?
Александр Михайлов: Тут никакой дилеммы нет. Правильно, когда в воспитании участвует и семья, и образовательное учреждение. Да, бывает так, что родители очень заняты, и тогда педколлектив обязан заниматься воспитательным процессом. Так было в советские времена. Но в 1990-е годы пришла беда. Наши младореформаторы призывали: государство должно уйти из экономики, рынок сам все решит. То же самое относилось и к сфере образования. Учителей призывали к чему? Мол, вы не должны заниматься воспитательной работой. Вы должны оказывать образовательные услуги. Но мы же должны понимать, что школьники, да и студенты, - люди незрелые. И только при сложении усилий семьи и образовательных учреждений будет хороший результат. Система начала меняться с приходом Владимира Путина и, может быть, пока и не достигла совершенства, но уже стремится к нему. У нас в области около четырех тысяч школьников занимаются в кадетских классах, есть юнармия, работает "Вахта памяти". Школы сотрудничают с митрополией, мы одними из первых в Курском госуниверситете создали кафедру по преподаванию основ православной культуры. Чтобы этот предмет вел не просто случайный человек, которому это поручили в качестве дополнительной нагрузки, а специалист, который прошел соответствующую подготовку. Так что воспитанию в курских школах уделяется особое внимание.
И личный вопрос. С каким чувством вы встречаете этот день?
Александр Михайлов: Свои школьные годы мне приятно вспомнить всегда. Кому же неприятно вспомнить молодость? А если говорить о работе, то наша администрация всегда старается сделать этот день настоящим праздником. И это получается. Смотришь - светлые лица, родители ведут детишек на линейки. Здесь дается такой положительный эмоциональный заряд на весь год.