И вам здравствуйте! Федор Иванович, апостол Павел в своих Посланиях предупреждает: "Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом". Причем, как ни удивительно, зловещий прогноз касается не только тех, кто наносит нам обиды - тяжкие, несправедливые, предательские, но и тех, кто не может искренно простить обидчиков, об этом мы уже писали в статье "Как смирить слепую бурю" ("РГ - Неделя" N 189). И вы правы, кружение адской пластинки в голове, когда все мысли, чувства, воля фокусируются на том, как несправедливо со мной поступили, разрушает в первую очередь того, кто опрометчиво позволил включить в себе дьявольскую шарманку. Но значит ли это, что ваша жена должна кинуться к обидчикам и просить у них прощения? Прислушаемся к опыту святых.
Плюнуть и растереть, пойти дальше, забыть, вычеркнуть из своей жизни и навеки игнорировать... Любой из вариантов означает одно: вы затолкали свою обиженность в дальние уголки подсознания, где она будет не только коварно ждать своего часа, но и начнет формировать ваше поведение по уже написанному сценарию. Никогда не замечали, как люди стереотипно, раз за разом наступают на те же грабли? И оказавшись в похожих ситуациях, рассуждают: "Ну, вот опять, я так и знал, что со мной все так и будет", - а дальше вывод: "Мир таков!" А это не мир, это матрица, созданная нашей непроработанной, то есть непрощенной обидой. И пока ее уязвляющие стрелы сидят в нас, подспудно отравляя изнутри и изменяя наше восприятие мира, риск снова попасть в ловушку сохраняется. Так что прощение обид - прямая неизбежность, как точно выразилась молодая Цветаева. Непрощенная обида отделяет нас не только от людей ("все подлецы"), но и от Бога, считают святые.
Конечно, не слова. Святые предупреждают об опасности, когда "на языке прощение, в голове самооправдание, а в сердце несмеренные злобные бури". Такое даже не раздвоение, а растроение личности чревато серьезными духовными болезнями - например, лицемерием, привычным лукавством. Дальше всего один шаг до коварства и подлости, но о том, насколько незаметно человек может пасть до таких пагубных для себя глубин и как его можно без ущерба для себя остановить, мы поговорим в другой раз. А сейчас важно усвоить: так как любая раздвоенность и уж тем более тройственность для нас самоубийственна, надо научиться прощать сердцем и умом, лишь затем выражая это - искренно! - словесно.
Итак, прощение - не слова, а волевой акт работы сердца, души. Волевой, так как требует усилий, потому что настоящая обида ранит, и прощение не произойдет само собой. Если только человек не одарен от Бога или не воспитал в себе удивительное качество - кротость. Кроткими бывают святые, но если мы пока далеки от таких добродетелей, надо спокойно принять мысль: прощение - это свойство Бога, часто простить оказывается выше человеческих сил. Поэтому требует работы над собой, усилий воли: надо вспомнить то доброе, что делал тебе или кому-то обидчик, надо осознать, что и ты не безгрешен, и, скорее всего, твоя версия произошедшего не совсем правдива и обида подтасовала факты. Даже в самые трудные моменты, когда обида не просто накатывает, но затягивает в свои омуты, святые советовали крепиться, держа в голове мысль о крестных страданиях распятого Христа, повторяя Его слова: "Господи, прости им, ибо не ведают, что творят". Надо просить у Бога силы простить. Именно после молитвы дьявольский морок рассеивается, заезженная пластинка останавливается, мир перестает видеться нам черно-белым, он обретает объем и многоцветность - так к нам возвращается понимание, что все небезгрешны, и я в том числе, и только любовь и прощение могут примирить нас с такой сложной жизнью. Вместе со стереоскопическим, объемным видением ситуации приходит понимание, что и твоя доля вины в произошедшем тоже есть. Ты получаешь дар видеть свой грех, а такое искреннее самообвинение в глубине своего сердца, наедине с собой, уже совсем не похоже на фарисейское: "Нет, я тоже была не права, но вот они...", которое чаще всего - лишь форма самооправдания. То есть акт прощения другого неразрывно связан с раскаянием в своих грехах. И тут мы подошли к главному, к фундаменту, на котором держится наш мир.
Смерть, гибель, пишут святые. Есть причина, по которой мы должны примиряться. Каждый раз, читая молитву "Отче наш", данную нам Самим Господом, мы просим: "и прости нам долги наши...", и дальше: "как и мы прощаем должникам нашим". То есть прощение наших грехов Богом напрямую увязано с тем, насколько мы сами прощаем своих обидчиков. А значит, наше спасение зависит от нашей способности быть милосердными. Больше того, дана даже мера того, насколько мы будем прощены Богом, - обратите внимание на это слово "как" в молитве! Господь однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего недруга, так и сам будешь прощен!"
Святые не призывают говорить слова прощения всем, всегда, без рассуждения и разбору. Так же как не стоит исповедоваться и рассказывать о язвах своей души каждому встречному. Если понятно, что твои извинения и прощение будут приняты с глумлением или насмешкой, "то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем и успокаиваться".
Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, "Российская газета", или pisma-maria@mail.ru