Уральская художница воплотила в глине историю освоения космоса

Художнику-керамисту Галине Медведевой не раз приходилось слышать: "Глина на Урале? Это - ничто. Другое дело - камень, металл". Но в умелых руках даже самый невзрачный материал может заиграть не хуже самоцвета.

- Ты слепила огурчик, а надо выкатать морковку. Давай загладим края ровно, красиво. Старайся работать быстро, чтобы глина оставалась холодной. Теплая пересыхает и теряет пластичность. Смелей, не бойся, пусть даже криво - ничего страшного, можно все сломать и переделать, - вполголоса советует мастерица.

Маленькие, пока еще не очень ловкие пальчики 8-летней Евы пытаются вылепить из глины уточку. Казалось бы, такая простая вещь, как крылья, а сколько нюансов. Готовые игрушки отправляются в сушильный шкаф, а потом в муфельную печь - на обжиг при температуре 900 градусов. Когда фигурки остынут, их можно расписать красками, украсить сусальным золотом, стразами или бисером.

Галина Ивановна керамике посвятила почти 40 лет, хотя это была любовь отнюдь не с первого взгляда. Родилась Медведева в 1954 году в небольшом уральском поселке Билимбай в семье маркшейдера и химика-лаборанта. Художников в родне не было, а девочку с детства тянуло к рисованию. Она приходила к отцу в контору и часами водила карандашом по бумаге. Школы искусств в Билимбае не было, так что Галя после 10 класса поехала в Екатеринбург поступать в художественное училище имени Шадра вообще без всякой подготовки. Не прошла, но от мечты не отказалась. Отец, видя такое упорство дочери, устроил ее на шестимесячные курсы художников-оформителей. Но и вторая попытка стать студенткой училища закончилась неудачей. "Раз не быть мне художником, буду архитектором", - решила девушка.

Сразу после архитектурного института ей пришлось перебраться в Киров, к месту службы мужа-летчика. Галина устроилась в проектный институт. Однажды она вместе с коллегами оказалась на экскурсии в мастерских дымковской игрушки.

- И просто поразилась... В магазинах же подобного не было, сувениры продавали только в "Березке" иностранцам. Попросила глину, пришла домой и стала лепить коня. Вроде, ничего особенного, но мой конь упорно не хотел вставать на ноги! При всей внешней примитивности эта игрушка оказалась очень сложной. Я влюбилась в нее и поняла, что это величайший труд и сосредоточение народной мудрости, - признается Галина Медведева.

Когда дымковские мастерицы в 1980 году объявили набор учениц, она без сожаления рассталась с карьерой архитектора и пошла в подмастерья на стипендию в 13 рублей. Почти год оттачивала навыки: две недели - лепка, две - роспись, потом худсовет. Как же доставалось ей за любимый сиреневый цвет! Творческая среда довольно жесткая, секретами там просто так никто не делится. Например, цветастую шаль - деталь русского костюма - наставница Медведевой Людмила Иванова разрешила повторить только после своей смерти.

Когда берешь в руки игрушку, кажется, что это не глина, а фарфоровая статуэтка. У искусствоведов она получила название уральской золоченой миниатюры

- В мастерских часто занималась миниатюрой. План надо выполнить, даже если ты на больничном: дома налеплю целый мешок, принесу, обожгу - снова домой несу, расписывать. Дочки маленькие тут же бегают, в глине возятся, колотят черепки. Чтобы заработать 120 рублей, в месяц нужно было сдать 100 фигурок. Это уже потом, когда пенсию мне назначали, выяснилось, что самая маленькая зарплата в то время была 180 рублей. Я о пенсии, конечно, не думала, искусству служила, вот и оценило государство мои труды в 8800, - горько шутит Галина Ивановна.

Расставшись "с дымкой" (в 1986 году семья вернулась в Свердловск), Медведева не рассталась с игрушкой. Еще в Кирове она пыталась вносить в миниатюры авторские элементы, хотя строгие каноны этого не приветствовали. Получив "вольную", душа художника развернулась во всю ширь. У безликих фигурок появилось лицо и множество мелких деталей, исчезла статичность. От традиционного белого фона и ярких, излишне декоративных, красок мастер перешла к более естественным тонам.

Когда берешь в руки произведения Галины Ивановны, кажется, что это не глина, а фарфоровая статуэтка. У искусствоведов она получила название уральской золоченой миниатюры. Как рождаются ее сюжеты? По-разному. Например, первая самостоятельная коллекция "Русская зима" появилась после того, как Галина Ивановна подготовила за зиму 20 взрослых учениц и чуть с ума не сошла от того, что ее бесконечно копируют. Захотелось чего-то оригинального. Коллекция выполнена в сине-белых, серебристых и сиреневых тонах. После книги Шмелева "Лето Господне" появилась "Масленица". В отличие от "Зимы" здесь больше красок и персонажей: крестьянка с детьми, богатая купеческая семья, торговка блинами, дрессированный медведь с раешником, скоморохи. Словно на контрасте с шумным народным весельем - утонченная пушкинская коллекция: барышни в кисейных платьях в окружении кавалеров.

Сколько всего образов из глины изваяла Галина Медведева, она сама сказать не может. Среди самых дорогих сердцу работ - Софийский собор, Илья Муромец, а еще исторические персонажи. Пожалуй, самый неожиданный - Юрий Гагарин. Коллекция "Русский космос" создана специально для дома народной культуры Билимбая. В годы Великой Отечественной в поселок были эвакуированы конструкторы, испытывавшие первый советский самолет с реактивным двигателем - прототип современных космических аппаратов. Когда Галина Ивановна увидела книгу, на обложке которой Юра Гагарин - простой русский парень в косоворотке, в сознании все сразу соединилось: идея, композиция, роспись. Чтобы добиться достоверности, художница долго изучала околыш на фуражке мужа, фотографии космонавта номер один. Перед нами герой предстает в белоснежном костюме и - неожиданно - в красном плаще.

- Все былинные богатыри носили такие плащи, главные цвета одежды русских героев - белый и красный. Белый символизирует чистоту, обновление, победу духа, красный же - красоту, радость, подвиг, святость, - поясняет мастер.

В этой же символике выполнены другие работы: Ломоносов, молодой Королев, провожающий Гагарина в полет. Космонавт в оранжевом скафандре и красном плаще с оперением Жар-птицы на груди.

- Королев, надо сказать, у меня не получился, а вот Гагарин - с первого раза, - откровенничает Галина Медведева. - Вообще эта коллекция не закончена, тут тему можно развивать бесконечно: от сказочной мечты о полетах на ковре-самолете до Циолковского.

А еще в планах - создание коллекций "История Билимбая" и "Автобиография". Когда они появятся, Галина Ивановна не загадывает: пятеро внуков и строительство дома отнимают много времени. К тому же игрушкам становится тесно в родовом гнезде, поэтому они потихоньку перебираются в поселковый музей. Но и там, считает автор, простора не хватает. Уже несколько лет она мечтает открыть мастерскую, где билимбаевские детишки смогут постигать азы народного творчества. Даже сходила с этой идеей в управление культуры Первоуральского городского округа, однако отклика не встретила.

Мнение

Андрей Моисеев, директор Евразийского фонда национального наследия "Строганофф":

- В доме народной культуры Билимбая, который был открыт по нашей инициативе, собрана обширная коллекция игрушек Галины Медведевой. За последние два месяца ее осмотрело довольно много экскурсантов со всей области. Люди удивлялись: почему так мало известно о местной миниатюре? Наверное, потому, что не принято художников поддерживать при жизни. Никто особо не хочет заниматься организацией, искать подходящее по СанПиН помещение, стеллажи, при этом всем нравится конечный результат. Когда-то в России насчитывалось около 200 центров гончарных промыслов, я уверен, что мастерская Галины Медведевой поможет возродить село.

Справка "РГ"

Работы Галины Медведевой представлены в краеведческих музеях Кирова и Екатеринбурга, Екатеринбургском музейном центре народного творчества "Гамаюн", музее ИЗО, центре традиционной народной культуры Среднего Урала, государственном музее-заповеднике "Михайловское" под Петербургом.