Совсем недавно боевые машины с газотурбинной силовой установкой хотели убрать из строевых частей и отправить в глубокий запас. Считалось, что оставшиеся Т-72 и Т-90 полностью удовлетворят потребности отечественных Сухопутных войск. Они более просты в эксплуатации, и расход топлива у их дизельных моторов значительно меньше, чем у газовой турбины. О несомненных преимуществах "восьмидесятки" старались не говорить. А они ведь полностью перевешивают спорные недостатки этой машины.
По всей видимости, спасло Т-80 то, что Россия, наконец-то, озаботилась защитой своих северных территорий. А газотурбинный танк подходит для этих целей как никакой другой. Только он способен идти по глубокому снежному насту, не проваливаясь по башню. В отличие от дизелей газовая турбина позволяет трогаться с места очень плавно без рывков и столь же плавно идти дальше. Наст уплотняется, но не рвется, танк не зарывается в сугробы. Немаловажно и то, что газовая турбина в отличие от дизеля легко запускается при самом сильном морозе.
Кстати, возможность установки газотурбинных силовых установок в танк была с научной точки зрения рассмотрена в СССР еще в 1946 году. И танк с таким мотором мы запустили в серию первыми - в 1976 году. В США "Абрамс" стали выпускать в 1980-м.
При модернизации за основу взяли наработки, уже реализованные в Т80У-М1 "Барс", но значительно обновленные и улучшенные.
На танке будет стоять гладкоствольная пушка 2А46М1 калибра 125 мм. За счет новой технологии изготовления стволов удалось повысить их жесткость, а это, в свою очередь, увеличило точность стрельбы почти на 20 процентов. Система управления огнем включает лазерный дальномер, датчики ветра, скорости движения танка и цели, крена, температуры заряда и окружающей среды, танковый баллистический вычислитель. Эта система в совокупности с уникальной ходовой частью и высокой плавностью хода позволяет вести эффективный огонь на пересеченной местности при скорости до 35 км/час и любом положении башни. На такой скорости в движении не по шоссе точно стрелять не может ни один танк в мире - стабилизатор пушки перестает работать. А этот может. Автомат заряжания обеспечивает темп стрельбы до девяти выстрелов в минуту. В конвейер автомата заряжания танка укладываются 28 выстрелов, а, к примеру, в конвейере Т-90 лишь 22. Всего в танк загружается 45 снарядов.
На танке установлена оригинальная система кондиционирования и обогрева. Она обеспечивает индивидуальную подводку прохладного или теплого воздуха каждому члену экипажа.
Модернизированный Т-80 будет оснащен многотопливным газотурбинным двигателем мощностью 1250 л.с. с гидрообъемной передачей. Проработан двигатель мощностью 1400 л.с. Отечественный газотурбинный танковый двигатель - наша национальная гордость. Аналогичный двигатель танка "Абрамс" даже близко с ним ставить нельзя. Наш прекрасно работает не только при сильнейшем морозе, но и в пустыне.
"Восьмидесятка" оборудована оригинальнейшим устройством, которое через определенные промежутки времени встряхивает работающий мотор, и вся налипающая на лопатках турбин грязь, песок и пыль отрываются и улетают в выхлоп. У американского танка сложнейшая система воздухоочистки занимает в моторно-трансмиссионном отсеке два кубометра - почти столько, сколько отсек Т-80. И в условиях сильной запыленности фильтры надо менять каждые 15 минут.
На обновленном танке установлена гидрообъемная передача. Модернизированный Т-80 сможет разогнаться до скорости 50 км/час всего за 17 сек. Максимальная скорость движения - 70 км/час. А еще он способен прыгать с места на 7 метров. В бою такая динамика бесценна.
На одной из первых выставок IDEX, проходящих в Абу-Даби, Т-80 прыгнул с трамплина на дальность 14 метров. Это стало так и не превзойденным мировым рекордом. Американский "Абрамс" попытался повторить прыжок, но плюхнулся сразу за трамплином, да так, что у него лопнули трубопроводы, на песок потекло масло - танк еле уполз с показательной арены.
Расход топлива удалось значительно уменьшить за счет установки вспомогательного газотурбинного агрегата и введения режима так называемого стояночного малого газа. Как уверяют специалисты, расход топлива танковой газовой турбины можно довести до уровня расхода дизеля аналогичной мощности. Да и сейчас запас хода у Т-80 - 500, у дизельных в среднем - 550 км.
По совокупности боевых и эксплуатационных характеристик обновленная "восьмидесятка" может стать лучшим танком не только в Арктике, но и во всем мире. Наверное, не случайно в начале 1990-х годов армия Швеции вполне серьезно рассматривала возможность закупок Т-80. Привлекали их, прежде всего, великолепные динамические характеристики и почти идеальная приспособленность машины к работе в снегах и при сильных морозах.