А ведь сначала все казалось таким простым. Длина трассы 20,5 километра, ну что такого? Приходилось проезжать и по 200 километров в день. Привыкший к среднерусским равнинам с незначительными подъемами, я не придал значения тому, что велогонка "Норикура" называется "самой близкой к небу". Подумал, что, поскольку японцы любят красивые обороты, вот и тут остались верны себе. Но, как оказалось, они ничего не приукрасили.
В конце августа российская команда из восьми человек впервые приняла участие в велогонке "Норикура", проходящей в Японских Альпах в центре острова Хонсю, неподалеку от города Мацумото. Команду сформировали Японо-российский центр молодежных обменов, Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (ROTOBO) и власти Мацумото во главе с мэром-русофилом Сугеноя-саном. В состав команды вошли сотрудники российских компаний, так или иначе связанных с Японией. Возглавил команду автор этого материала.
Наверное те, кто прошел Tour d France, скажут, что нет ничего особо сложного в постоянном подъеме на протяжении 20 с небольшим километров. Возможно, это и так. Однако российская команда состояла не из профессионалов. И хотя участники подобрались физически крепкие, некоторые даже с марафонским опытом, но трасса в горах оказалась непростой и для самых тренированных.
Велогонка "Норикура" названа по имени горы, у вершины которой, на отметке 2740 метров, среди альпийских лугов, озер и не тающего даже летом снега находится финиш трассы. Старт на высоте 1460 метров. Средний уклон трассы, как обещают организаторы, около 2 градусов. На деле это означает, что подъема менее 1,5 градуса нет вообще, зато сколько угодно участков с уклоном 5 - 6 градусов, и все эти градусы накапливаются в икрах с каждым оборотом педалей.
Нынешняя гонка уже 32-я. "Норикура" проводится дважды в год, весной и в конце лета.
В этом году желающих принять участие обнаружилось столько, что лимит в 4,5 тысячи человек был превышен в считаные дни и организаторам пришлось досрочно закрыть регистрацию. Уже за несколько дней до гонки все окрестные отели оказались заполнены велосипедистами, а многие участники приехали с автоприцепами, в которых и ночевали.
Пробег "Норикура" изначально организован владельцами местных гостиниц и ресторанов, которые вполне обоснованно подсчитали, что наплыв желающих проехать по "самой близкой к небу трассе" может принести не только впечатления участникам, но и ощутимую прибыль бизнесменам.
Организована гонка с настоящей японской точностью. Толпу из нескольких тысяч человек разбивают на группы по 30-50 велосипедистов и выпускают с интервалом в пять-семь минут. Иначе, если запустить всех разом, на узкой горной дороге образуется пробка. Даже с интервальным стартом на отдельных участках гонки оказывалось разом несколько десятков участников, и если бы не тактичность и вежливость японцев, то многие точно бы улетели в придорожные кусты. Здесь же я не видел ни одного случая, чтобы кто-то кого-то хотя бы задел. Со всех сторон только и слышалось "сумимасен, сумимасен" - так японцы извиняются, если причиняют кому-то неудобство. Извиниться при обгоне соперника правило хорошего тона. Правда, чем выше взбирается трасса, тем сложнее даются слова - воздух все более разреженный, а дыхание все короче. Только по судорожным всхрипам за спиной понимаешь, что кто-то хочет тебя обогнать.
Вдоль всей трассы через каждый километр дежурят волонтеры. Их дело подбадривать гонщиков криками "гамбаттэ!" ("поднажми!"), оказывать помощь, вызвать врача, если кто-то получил травму. На трассу выходят и жители окрестных деревень, они раздают воду с энергетическими добавками, чтобы можно было попить не сбавляя скорости. Выхватываешь на ходу бумажный стакан из рук, выпиваешь и бросаешь на обочину - там уже ходит волонтер, чья обязанность подбирать мусор.
Вот пример отзывчивости японцев: уже на спуске у Александра Белякова, одного из участников российской команды, прокололось колесо. Через несколько минут рядом остановился пожилой гонщик, тут же бесплатно отдавший Александру запасную камеру, причем он еще и извинился, что камера не новая. Ближайший волонтер вызвал подмогу, и еще через пару минут откуда-то приехал техник в оранжевом жилете, который за пять минут поставил новую камеру и поклонился Александру на прощание.
"Это незабываемый опыт для каждого из нас, - отметил Беляков. - Было трудно, на таком подъеме сложно ожидать чего-то иного. Но поразила прекрасная организация, взаимопомощь и доброжелательность участников".
В Японии очень популярен здоровый образ жизни. Средний японец, думаю, яблоко не съест, пока не выяснит, чем оно полезно для здоровья. Может, это выглядит несколько забавно, но результат налицо - на трассе чуть ли не треть участников были пенсионного возраста, но ехали они с весьма приличной скоростью, сверкая накачанными икрами. Самому старшему гонщику, как оказалось, недавно исполнилось 86 лет.
Первым к финишу пришел, потратив на подъем всего 56 минут, 34-летний японец. Как оказалось, он уже в третий раз подряд становится победителем. На самом деле такой результат - это что-то фантастическое. Среднее время прохода трассы составляет 1 час 40 минут - 2 часа 20 минут.
"Такая трасса, конечно, требует специальной подготовки, - считает участник российской команды Николай Гудков. - Я добирался до финиша из последних сил из-за боли в спине и колене. Но поехал бы снова, если бы было время для подготовки. Впечатления незабываемые".
Город Мацумото, известный старинным самурайским замком, считающимся одним из самых красивых в Японии, возглавляет замечательный мэр Акира Сугеноя, по профессии хирург-эндокринолог, создавший в начале 1990-х в Японии Фонд помощи детям Чернобыля, а потом несколько лет проработавший в Белоруссии, где он помогал детям, пострадавшим от чернобыльской аварии. Сегодня Мацумото один из самых ухоженных городов Японии. Глава муниципалитета очень много делает для пропаганды здорового образа жизни, в том числе поддерживает велогонку "Норикура". Кроме того он считает необходимым развивать связи с Россией. Сугеноя-сан полностью одобрил идею пригласить российских велосипедистов. Еще он надеется, что россияне заинтересуются регионом Японских Альп вообще и Мацумото в частности и следом за первой командой приедут и другие.
Нынешняя российская команда была первой, приехавшей из-за рубежа для участия в гонке. Возможно, уже в следующем году иностранцев на соревновании станет больше.