По словам вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Валерия Ананьева, обширные защитные зоны вокруг заводов, границы которых порой утверждены еще в советские времена, занимают территории радиусом от 50 до 1000 метров в зависимости от уровня вредности производства. Здесь нельзя размещать жилье, объекты рекреации, только гаражи и автозаправки. На каждый промышленный объект, по предварительным оценкам, приходится до 90 гектаров "депрессивной среды" вокруг. Между тем современные технологии снижения шума, выбросов, газоочистки позволяют сократить площадь санитарно-защитных зон, а высвободившиеся участки отдать под строительство жилья и соцобъектов.
- Нужно стимулировать предприятия: тех, кто готов взяться за пересмотр площадей, мы предлагаем поощрять финансово. А тем, кто не желает ничего предпринимать, поднять налоги на имущество и землю. Это очень серьезный ресурс, который позволит сделать наши города более комфортными. Там, где бизнес ответственный, санитарно-защитная зона проходит почти по периметру заводского забора. Мы готовы совместно с правительством разработать программу, - заявил Ананьев.
Реакция властей последовала довольно быстро: создана рабочая группа с участием сотрудников минпрома и минстроя, которая в течение месяца подготовит конкретные предложения для правительства.
"РГ" обратилась в надзорные органы с вопросом, реально ли осуществить инициативу застройщиков в рамках действующего законодательства. И как скажутся на здоровье будущих жильцов накопленные в почве вредные выбросы?
В управлении Росприроднадзора по УрФО пояснили, что в их компетенции только внутренняя территория предприятий, все, что за забором, - прерогатива Роспотребнадзора. Интересы застройщиков понятны: Екатеринбургу и городам-спутникам не хватает свободных земель, но после необдуманного сокращения санитарно-защитных зон не исключены конфликты, подобные тому, что разгорелся в Балашихе. Там люди сначала получили разрешение на строительство частных домов вблизи свалки, а потом стали требовать ее закрытия.
Между тем, оказывается, сами предприятия тоже занимаются сокращением санитарных зон. Как рассказал замруководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области Дмитрий Козловских, процедура давно прописана в санитарных правилах. Она проводится в тех случаях, когда предприятие реализует природоохранные мероприятия или его технология не вписывается в классификацию, установленную СанПиН. На первом этапе рассчитывают, на каком расстоянии от границы земельного участка предприятия достигаются предельно допустимые нормативы по выбросам и воздействию физических факторов (шум, электромагнитное излучение и т.п.). Далее в течение 30-50 дней, в зависимости от класса опасности, проводятся лабораторные исследования и оценка риска. Если эти данные подтверждают расчетные, устанавливается новая защитная зона. Для предприятий 1-2 классов опасности это делают в Москве, для остальных - на уровне регуправлений Роспотребнадзора.
- В идеале на это уходит год, но в реальности бывает и до двух-трех лет. Но если производство не опасное и в защитной зоне нет жилья, коллективных садов и других подобных объектов, все эти расчеты и исследования не требуются (достаточно классификатора СанПиН). Предприятию 1-3 класса опасности придется либо вынести жилье, либо доказать, что завод вправе сократить санитарно-защитную зону. Кстати, по нашим наблюдениям, этим активно занимаются именно те предприятия, у которых в расчетную зону попадают такие объекты, каких там быть не должно, - прокомментировал Козловских.
Что касается накопленного вреда, то этот вопрос решается еще на стадии отвода участка и разработки документации на планировку территории. Органы экспертизы обязаны требовать от проектировщиков материалы о безопасности почв - это прописано в СанПиН. Если в результате мониторинга получены данные о загрязнении, в проекте должны быть предусмотрены мероприятия - вплоть до замены верхнего слоя почвы на необходимую глубину.