Дзержинск отказался от трамваев

Администрация Дзержинска обнародовала результаты исследования целесообразности восстановления трамвайного движения по маршруту вокзал - ул. Терешковой - ул. Пушкинская - пр. Свердлова - ул. Комбрига Патоличева - пр. Ленинского комсомола - пр. Ленина.

Напомним, "РГ-Неделя" рассказала о возможном возрождении рельсового транспорта в Дзержинске на условиях концессии в номере от 13 июля. Тогда мэрия города химиков выразила заинтересованность в предложении концессионера и намеревалась создать с ним рабочую группу для изучения вопроса.

Прошло лето: рабочая группа не создана, но вывод сделан. Итог исследования пермских специалистов, привлеченных мэрией для оценки трамвайного потенциала, однозначен - рельсовому транспорту в городе химиков делать нечего. По оценкам уральских экспертов, для обслуживания только одного маршрута потребуется 7 вагонов при интервале движения 20 минут. Стоимость вагона на условиях приобретения в лизинг - 27 миллионов рублей. В мэрии подсчитали: при лизинге сроком на 5 лет без первоначального взноса ежегодные затраты на приобретение подвижного состава составят 37,8 миллиона рублей в год, ежегодные затраты на электричество и техобслуживание, зарплату персонала и содержание инфраструктуры составят почти столько же. Итого - 74 миллиона рублей в год.

При этом экономически обоснованный тариф на одну трамвайную поездку составит более 29 рублей, с учетом действующего тарифа в размере 18 рублей потребуются ежегодные дотации из бюджета города (до 40 миллионов рублей) без учета затрат городской казны на восстановление путей и контактной сети.

Как выяснилось, и пассажиропоток на этом направлении недостаточен для эффективной эксплуатации трамваев: в случае работы маршрута с максимально приемлемым для пассажиров интервалом движения в 20 минут наполняемость вагонов не превысит 20 процентов от максимальной.

В мэрии пришли к выводу, что социальную функцию перевозок могут выполнить и другие виды транспорта.

Вместе с тем Андрей Шестопалов, генеральный директор "Первой компании транспортной инфраструктуры", предложившей развивать рельсовый транспорт на условиях концессионного соглашения, пояснил, что в Дзержинске так и не увидели разницу между концессионным соглашением и коммерческим предложением.

- Соглашение предусматривает встречные шаги сторон, - говорит Шестопалов. - Концессионер вкладывает средства, а партнер формирует условия.

В данном случае предполагалось, что мэрия Дзержинска перекроит маршруты и сформирует пассажиропоток в пользу трамвая. Но этого не случилось, хотя при самом оптимистичном раскладе, как уже сообщала "РГ-Неделя", первый современный комфортабельный трамвай смог бы пойти по новым рельсам в Дзержинске уже через год.

Комментарий

Александр Медведев, экс-директор МУП "Экспресс":

- Я как бывший трамвайщик сожалею, что в Дзержинске не стало трамвая, но сейчас вести речь о его восстановлении не имеет никакого смысла. Город без электротранспорта - большая деревня, поэтому его нужно развивать. Но если говорить о трамвае, то необходимо было искать варианты, как его сохранить, тогда все было бы намного дешевле. Нужно смириться с тем, что трамвая нет, и усиливать троллейбусное движение, развивать его. Если обратиться к опыту Рыбинска, то там троллейбус на самоокупаемости. Поэтому есть все предпосылки к тому, чтобы троллейбус жил и процветал.