Белгородцы вышли на клубничный рынок

Садовая земляника, или, как ее называют в обиходе, клубника, уже стала брендом большинства районов Белгородской области. Эта культура потеснила на огородах селян даже картошку: на землянике за сезон можно прилично заработать, и белгородцы этим пользуются. В региональном управлении потребительского рынка сообщили, что сейчас в области насчитывается примерно семь крупных садоводческих хозяйств и более пяти десятков мелких - всех просто не посчитаешь, потому что за господдержкой такие фермеры могут и не обращаться. Аналитики предупреждают: ситуация может и измениться, если земляничных хозяйств станет еще больше - возникнет кризис перепроизводства. Тогда нужно будет или вывозить землянику в другие регионы, или снижать цену, к чему фермеры окажутся не готовы.

С чего все начиналось

Серьезному клубничному бизнесу в Белгородской области всего три года. Выращивать садовую землянику буквально деревнями начали в 2014 году, когда фермерское сообщество поставили перед фактом - отрасль свиноводства в таких хозяйствах должна перестать существовать. После вспышки африканской чумы свиней предпринимателям на селе пришлось искать альтернативу привычному бизнесу, изученному вдоль и поперек. И альтернатива эта должна была быть не хуже.

- Рынок сложился так, что земляничный бизнес стал очень востребованным, - уточнил начальник областного управления потребительского рынка Владимир Зубов. - Крупным поставщиком ягоды была Украина, а в то время связи стали рушиться.

К этому добавились санкции, также сыграли свою роль меры господдержки для фермеров, готовых заняться делом в новой отрасли. Для этого потребовалось не столько финансирование, сколько обучение, потому что никто из белгородцев не знал, как сладкую ягоду выращивать, а тем более - продавать.

- Как обычно у нас собирали клубнику? В ведра. Потом из ведра ее высыпали, перебирали, паковали в более мелкую тару, - продолжает Зубов. - Ягода нежная: чем больше прикосновений, тем она становится хуже, - получалось много отходов. И тогда мы показали - так не нужно делать. Надо сразу в потребительскую тару собирать, калибровать…

Элементарные навыки прививались постепенно, и начинающие земляничные хозяйства располагались примерно на 20-40 сотках земли - по сути, огородах, которые еще лет 20 назад засаживали картошкой.

В селе Лесное Уколово не без помощи властей создали кооператив, где огородников превратили в опытных садоводов. Называется объединение "Надежда", и если сначала селяне сомневались в том, что на ягоду будет спрос, даже если ее вывезти на рынки в крупных городах, то сейчас от таких предложений лишь отмахиваются: зачем куда-то ехать, если за клубникой с грядки покупатель сам приезжает. В сезон сбора урожая по обочинам дороги паркуются и белгородцы, и жители других регионов, чтобы закупить ягоду ящиками. О том, сколько зарабатывают фермеры, они предпочитают не распространяться, но только в первый год выручка с каждого огорода доходила до 200 тысяч рублей.

Земляничная королева

О том, что клубника - культура выгодная, не устает повторять, пожалуй, самый опытный человек в выращивании и продвижении ягоды в регионе - Елена Чеснокова. Ее здесь называют земляничной королевой: хозяйство, которое тоже начинали с собственного огорода, теперь развернулось на десятках гектаров. Более того, именно Чеснокова - главный поставщик рассады и, что еще важнее, - источник знаний о непростом бизнесе.

На землянике за сезон можно прилично заработать, и белгородцы этим пользуются

- С каждого гектара при идеальных условиях можно собирать от семи до 12 тонн ягоды, - рассказывает она. - Почему такая большая разница? Просто все зависит от погоды, сорта. Например, этой весной мы думали - вообще без урожая останемся.

Сорта Чеснокова отбирает самостоятельно и все плюсы и минусы каждого сначала изучает на своем участке.

- Все очень хвалят белорусскую ягоду, - отмечает она. - А мы купили, попробовали вырастить - не вышло. Много пропало. Потому что климатические условия другие, почва не та.

Зато ее ягоду на городских рынках узнают безошибочно. Перед яркими павильонами с вывесками "Клубника и Рязанцево" всегда очереди.

- У нас в этом сезоне был разброс цен - от 50 до 200 рублей, - вспоминает предприниматель. - Мы сразу клубнику калибруем. Кто-то покупает мелкую, и в этом ничего удивительного - надо понимать, что люди берут не только на еду, но и варят варенье. Внедряя новые сорта, важно помнить: белгородцы невкусную клубнику брать не будут. У нас покупатель уже настолько избалованный, что даже на рынке, понимая, что каждый час мы подвозим новые партии, может сказать: мол, хорошо, поторгуйте еще, а я часик погуляю, потом куплю у вас свежую ягоду.

\Именно поэтому, по словам Владимира Зубова, здесь не так популярна земляника из Турции - ее сорвали в лучшем случае неделю назад. Местные хозяйки приобретают крошечный лоточек лишь изредка. Белгородская же - а ее, по грубым подсчетам, вырастили в минувшем сезоне тонн 300-350 - расходится моментально. Некоторым фермерам удалось поторговать ягодой даже на столичном фестивале земляники. За место на этом рынке платить не пришлось, а цена за килограмм ягоды достигала 600 рублей.

- Людям пришлось только дорогу оплатить, - говорит Зубов. - Конечно, никто не рассказал, сколько заработал, но я по лицам видел - фермеры довольны.

Елена Чеснокова в их число не попала - ее ягоды хоть бы в родном регионе хватило. Фермер признается, что от ее бизнеса уже "отпочковалось" КФХ дочери. Никто в семье не думал, что будут заниматься выращиванием ягоды, но получилось так, что буквально все этим "заболели".

- А теперь "заражаем" других, - улыбается Чеснокова. К ней едут и за рассадой, и за опытом, а она жалеет лишь об одном: - Если бы мне, когда я начинала, дали хотя бы десять процентов тех знаний, какими я делюсь сейчас…

Пора объединяться

Совсем скоро белгородским фермерам придется все делать вместе - и учиться, и искать новые рынки сбыта. В этом уверены чиновники, и начинают понимать сами предприниматели. Владимир Зубов подчеркивает: надо покорять столичный регион - это самое верное решение.

- Для решения этой задачи нужно создавать свой зонтичный бренд, который был бы узнаваем, - считает чиновник. - Возможно, скоро мы будем не только сами с собой конкурировать. Никто же не знает, сколько продлятся санкции.

Еще один проект, который пока только просчитывается, заключается в объединении производителей молока и ягод для создания совместного производства. Натуральные продукты могут быть переработаны в йогурт. За эту идею уже ухватились и молочники, которым просто нереально конкурировать с агрохолдингами, вложившими миллиардные инвестиции в развитие животноводства, и те, кто растит ягоды - клубнику, малину или смородину. Плантации последней только начали появляться в регионе. В йогурты можно использовать ту часть урожая, которая не имеет товарного вида, но по качеству все равно значительно превосходит привозную ягоду.

- Это будет живой йогурт, - поясняет Зубов. - Он должен будет продаваться несколько часов после того, как приготовлен. Целевая аудитория уже изучается. Мы понимаем, что это будет продукт для определенного покупателя.

И для этого производителям тоже нужно будет объединиться. Пока же все вместе фермеры идут лишь на обучающие семинары да за господдержкой. Последняя, к слову, впервые за все время именно производителям ягод выделяется централизованно.

- Это первое направление, которое мы поддерживаем, - отмечает исполнительный директор Фонда поддержки малого предпринимательства Олег Колесников. - Более того, скажу, что впервые мы не беспокоимся за эффективность. Знаем, что ягоды не пропадут, а будут проданы, потому что есть помощь в сбыте.Действует для таких фермеров и кредитная линия - кооперативам, которые выращивают и продают ягоду, готовы предоставить средства под шесть процентов годовых.