Серьезному клубничному бизнесу в Белгородской области всего три года. Выращивать садовую землянику буквально деревнями начали в 2014 году, когда фермерское сообщество поставили перед фактом - отрасль свиноводства в таких хозяйствах должна перестать существовать. После вспышки африканской чумы свиней предпринимателям на селе пришлось искать альтернативу привычному бизнесу, изученному вдоль и поперек. И альтернатива эта должна была быть не хуже.
- Рынок сложился так, что земляничный бизнес стал очень востребованным, - уточнил начальник областного управления потребительского рынка Владимир Зубов. - Крупным поставщиком ягоды была Украина, а в то время связи стали рушиться.
К этому добавились санкции, также сыграли свою роль меры господдержки для фермеров, готовых заняться делом в новой отрасли. Для этого потребовалось не столько финансирование, сколько обучение, потому что никто из белгородцев не знал, как сладкую ягоду выращивать, а тем более - продавать.
- Как обычно у нас собирали клубнику? В ведра. Потом из ведра ее высыпали, перебирали, паковали в более мелкую тару, - продолжает Зубов. - Ягода нежная: чем больше прикосновений, тем она становится хуже, - получалось много отходов. И тогда мы показали - так не нужно делать. Надо сразу в потребительскую тару собирать, калибровать…
Элементарные навыки прививались постепенно, и начинающие земляничные хозяйства располагались примерно на 20-40 сотках земли - по сути, огородах, которые еще лет 20 назад засаживали картошкой.
В селе Лесное Уколово не без помощи властей создали кооператив, где огородников превратили в опытных садоводов. Называется объединение "Надежда", и если сначала селяне сомневались в том, что на ягоду будет спрос, даже если ее вывезти на рынки в крупных городах, то сейчас от таких предложений лишь отмахиваются: зачем куда-то ехать, если за клубникой с грядки покупатель сам приезжает. В сезон сбора урожая по обочинам дороги паркуются и белгородцы, и жители других регионов, чтобы закупить ягоду ящиками. О том, сколько зарабатывают фермеры, они предпочитают не распространяться, но только в первый год выручка с каждого огорода доходила до 200 тысяч рублей.
О том, что клубника - культура выгодная, не устает повторять, пожалуй, самый опытный человек в выращивании и продвижении ягоды в регионе - Елена Чеснокова. Ее здесь называют земляничной королевой: хозяйство, которое тоже начинали с собственного огорода, теперь развернулось на десятках гектаров. Более того, именно Чеснокова - главный поставщик рассады и, что еще важнее, - источник знаний о непростом бизнесе.
- С каждого гектара при идеальных условиях можно собирать от семи до 12 тонн ягоды, - рассказывает она. - Почему такая большая разница? Просто все зависит от погоды, сорта. Например, этой весной мы думали - вообще без урожая останемся.
Сорта Чеснокова отбирает самостоятельно и все плюсы и минусы каждого сначала изучает на своем участке.
- Все очень хвалят белорусскую ягоду, - отмечает она. - А мы купили, попробовали вырастить - не вышло. Много пропало. Потому что климатические условия другие, почва не та.
Зато ее ягоду на городских рынках узнают безошибочно. Перед яркими павильонами с вывесками "Клубника и Рязанцево" всегда очереди.
- У нас в этом сезоне был разброс цен - от 50 до 200 рублей, - вспоминает предприниматель. - Мы сразу клубнику калибруем. Кто-то покупает мелкую, и в этом ничего удивительного - надо понимать, что люди берут не только на еду, но и варят варенье. Внедряя новые сорта, важно помнить: белгородцы невкусную клубнику брать не будут. У нас покупатель уже настолько избалованный, что даже на рынке, понимая, что каждый час мы подвозим новые партии, может сказать: мол, хорошо, поторгуйте еще, а я часик погуляю, потом куплю у вас свежую ягоду.
\Именно поэтому, по словам Владимира Зубова, здесь не так популярна земляника из Турции - ее сорвали в лучшем случае неделю назад. Местные хозяйки приобретают крошечный лоточек лишь изредка. Белгородская же - а ее, по грубым подсчетам, вырастили в минувшем сезоне тонн 300-350 - расходится моментально. Некоторым фермерам удалось поторговать ягодой даже на столичном фестивале земляники. За место на этом рынке платить не пришлось, а цена за килограмм ягоды достигала 600 рублей.
- Людям пришлось только дорогу оплатить, - говорит Зубов. - Конечно, никто не рассказал, сколько заработал, но я по лицам видел - фермеры довольны.
Елена Чеснокова в их число не попала - ее ягоды хоть бы в родном регионе хватило. Фермер признается, что от ее бизнеса уже "отпочковалось" КФХ дочери. Никто в семье не думал, что будут заниматься выращиванием ягоды, но получилось так, что буквально все этим "заболели".
- А теперь "заражаем" других, - улыбается Чеснокова. К ней едут и за рассадой, и за опытом, а она жалеет лишь об одном: - Если бы мне, когда я начинала, дали хотя бы десять процентов тех знаний, какими я делюсь сейчас…
Совсем скоро белгородским фермерам придется все делать вместе - и учиться, и искать новые рынки сбыта. В этом уверены чиновники, и начинают понимать сами предприниматели. Владимир Зубов подчеркивает: надо покорять столичный регион - это самое верное решение.
- Для решения этой задачи нужно создавать свой зонтичный бренд, который был бы узнаваем, - считает чиновник. - Возможно, скоро мы будем не только сами с собой конкурировать. Никто же не знает, сколько продлятся санкции.
Еще один проект, который пока только просчитывается, заключается в объединении производителей молока и ягод для создания совместного производства. Натуральные продукты могут быть переработаны в йогурт. За эту идею уже ухватились и молочники, которым просто нереально конкурировать с агрохолдингами, вложившими миллиардные инвестиции в развитие животноводства, и те, кто растит ягоды - клубнику, малину или смородину. Плантации последней только начали появляться в регионе. В йогурты можно использовать ту часть урожая, которая не имеет товарного вида, но по качеству все равно значительно превосходит привозную ягоду.
- Это будет живой йогурт, - поясняет Зубов. - Он должен будет продаваться несколько часов после того, как приготовлен. Целевая аудитория уже изучается. Мы понимаем, что это будет продукт для определенного покупателя.
И для этого производителям тоже нужно будет объединиться. Пока же все вместе фермеры идут лишь на обучающие семинары да за господдержкой. Последняя, к слову, впервые за все время именно производителям ягод выделяется централизованно.
- Это первое направление, которое мы поддерживаем, - отмечает исполнительный директор Фонда поддержки малого предпринимательства Олег Колесников. - Более того, скажу, что впервые мы не беспокоимся за эффективность. Знаем, что ягоды не пропадут, а будут проданы, потому что есть помощь в сбыте.Действует для таких фермеров и кредитная линия - кооперативам, которые выращивают и продают ягоду, готовы предоставить средства под шесть процентов годовых.