Как удалось выяснить "РГ", открытию центра помощи предшествовала почти двухнедельная артподготовка, во время которой добровольцы-сайентологи занялись заготовкой березовых веников, "нарезав три мешка веток" для приюта диких животных и птиц. Затем приняли участие в экологической акции и почистили от мусора берега карьеров и Первого озера в Челябинске.
В результате, выказав лояльность властям и добрые намерения населению, сайентологи открыли консультационный "Центр помощи", приурочив это событие к празднованию дня рождения Челябинска. Для пожилых людей в нем предлагаются немедицинские методы помощи при болезнях и болях. Челябинцам помоложе рассказывают об изобретенных Р. Хаббардом технологиях усвоения учебного материала, родителей учат, как правильно воспитывать детей. А суть всех семинаров и тренингов сводится к тому, как сделать так, чтобы счастья в жизни было больше.
- Информационная "раскрутка" этого движения всегда сопровождается красивой пропагандистской риторикой об изменении мира к лучшему, - сообщил руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Константин Путник. - На деле сайентологический культ преследует только одну цель - вербовку новых членов с целью последующего выкачивания денег.
Как пояснил Путник, обычно сайентологи предлагают своим слушателям пройти так называемый "оксфордский тест", не имеющий никакого отношения к Оксфорду. Ответившему на две сотни вопросов человеку говорят о том, что у него выявлен целый комплекс серьезных личностных проблем, мешающих ему быть богатым и счастливым. И предлагают избавиться от них на курсе семинаров стоимостью в две-три тысячи рублей. Далее "избранному" предлагают перейти на следующую "ступень знания", доплатив за это уже несколько десятков тысяч рублей. И постепенно человека превращают в некий "овощ", несущий деньги по первому требованию кураторов, а когда они закончатся - работать на них в качестве волонтера за очень скромную зарплату.
За деятельностью поборников идей Рона Хаббарда пристально наблюдают силовые ведомства. Однако, пока организация официально не запрещена на государственном уровне, как это сделано с другими деструктивными культами, для какого-либо вмешательства в ситуацию нет законных оснований.
Закона о миссионерской деятельности волонтеры-сайентологи, по мнению силовиков, тоже не нарушают, поскольку не проповедуют учение Хаббарда, а как бы говорят: "Мы делаем добрые дела в соответствии с его учением!"
- Сайентологический "Центр помощи" открылся в Челябинске в рамках так называемого "Уральского тура доброй воли", который "добровольцы-сайентологи" проводят по городам, где уже есть официально зарегистрированные ячейки организации, - пояснили в ГУ МВД по Челябинской области. - До нас они побывали в Уфе, и насколько мы знаем, через пару недель отправятся дальше - в Сибирь. По сути, это хорошо организованный рекламный тур, имеющий целью привлечь новых сторонников и передать их под контроль местных организаций.
По словам источника "РГ", в мэрию Челябинска представители "Тура доброй воли" прибыли с целой пачкой благодарственных писем из городов и весей, где они уже побывали.
- Это очень важная часть деятельности вербовщиков, - пояснил Константин Путник. - Скажем, провела одна из сайентологических организаций серию лекций о вреде наркомании в школах - по сути сделали хорошее дело. Но попросили у директоров школ подготовить о них письменные отзывы, которые потом демонстрируются при общении с властями и производят нужное впечатление на чиновников.
Так в обстановке мира и согласия вербуются новые поборники культа, с которым в Челябинске хорошо знакомы. В начале 90-х руководство одного из челябинских предприятий воплотило в жизнь некоторые из доктрин Хаббарда, заставив рабочих доносить друг на друга "ради воспитания ближнего". Эксперимент едва не вызвал социальный взрыв.
В прошлом году Верховный суд РФ признал законным решение Мосгорсуда о ликвидации "Сайентологической церкви Москвы". Таким образом, сведения об организации должны были быть удалены из единого реестра юридических лиц. Также суд обязал ответчика в течение шести месяцев создать комиссию по ликвидации организации. Организация должна была в течение шести месяцев ликвидировать юридическое лицо.
С иском выступило Министерство юстиции России. В иске министерство ссылалось на тот факт, что слово "сайентология" зарегистрировано как товарный знак, правообладателем которого является Центр религиозной технологии в США. Это противоречит требованиям законодательства РФ о свободе совести и вероисповедания, так как религию распространяет коммерческое партнерство, а не религиозная организация.
Принимая решение, суд согласился с позицией истца, что устав "Сайентологической церкви" не соответствует федеральному закону о свободе вероисповедания, а деятельность данного объединения противоречит ст. 28 Конституции РФ.
В свою очередь Конституционный суд Российской Федерации осенью прошлого года отказал представителям "Сайентологической церкви Москвы" в удовлетворении жалобы на положения части 5 статьи 11, статьи 12, частей 3 и 4 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", устанавливающие перечень документов, необходимых для регистрации религиозной организации, и определяющие основания для отказа в регистрации.
Подготовил Петр Орлов