Air France будет продавать билеты на онлайн-аукционах

Французская национальная авиакомпания Air France намеревается, правда, пока в рамках эксперимента, продавать билеты через аукционы.

Сразу уточним: речь идет не о всех маршрутах, а только об убыточных, тех, где есть проблемы с заполняемостью самолетов. Во Франции это в основном рейсы региональные, средней дальности. Дело в том, что многие граждане все больше отдают предпочтение иным, более экономным по сравнению с авиационным видам транспорта. Конкуренция жесткая, что и объясняет активный поиск Air France способов оптимизации своего среднемагистрального флота, а следовательно, и роста доходности. Аукционы, как сообщают специализированные на авиации информационные ресурсы, будут проходить с помощью механизма, разработанного американской фирмой СОМЕХ. Этим летом он был представлен исполнительному комитету авиакомпании. На торги будут выставляться места, которые не распроданы, когда до вылета остается семь дней. Черта подводится за несколько часов до того, как самолет отрывается от земли.

Новая система, а ее назвали по-английски Rise and Fly ("Встали и полетели"), должна была стартовать уже в этом месяце, однако после запуск перенесли на декабрь. Произошло это, судя по всему, из-за трений, возникших с профсоюзами летного состава. Сотрудники авиакомпании возмутились, когда узнали, что в число билетов, предназначенных для торгов с молотка, могли оказаться те, что на очень льготных условиях предоставлялись им. Дело в том, что многие стюардессы, а также пилоты живут не в Париже, а в провинции и добираются до своих аэропортов как раз на среднемагистральных лайнерах.

Надо сказать, что идея реализовывать авиабилеты с аукциона не только посещает французских авиаперевозчиков, но и иногда претворяется в жизнь. Так, в 2000 году Air France каждые две недели выставлял на торги около сотни билетов на разные рейсы. Делалось это с вполне определенной целью - приучить пассажиров использовать созданный тогда авиакомпанией сайт для приобретения билетов. В июле этого года другой французский авиаперевозчик Air Corsica успешно провел торги со своего сайта. Он реализовал 500 посадочных мест на свои рейсы, тем самым продемонстрировав свою привлекательность по сравнению с соперниками - компаниями "лоукостерами", которые также летают на Корсику.

А как у нас?

Роман Гусаров, главный редактор отраслевого портала Avia.ru:

Аукционы сопоставимы с заявлениями бюджетных авиакомпаний о том, что у них есть спецпредложение - перелет за 999 рублей. Да, два билета они действительно продадут за 999 рублей, но остальные реализуют все равно по гораздо более высокой цене. Чтобы экономика полета сложилась, перевозчику нужно продать 70-80 процентов билетов в самолет по "нормальной" стоимости, а в 999 рублей она никак не укладывается.

К тому же предложения билетов через аукцион всегда ограничены, а пассажиру нужно выбрать тот рейс, который подходит по всем параметрам. Если говорить о США, где самолетами пользуются как маршрутным такси, то такая модель продажи билетов подходит. Для России, где люди летают либо в командировку, либо в отпуск, аукционы неприемлемы.

Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства "Авиапорт":

В России устроить аукцион на авиабилеты пока никому в голову не приходило, авиакомпании вполне обходятся традиционными распродажами. Многие перевозчики уже снизили стоимость билетов относительно летнего пика. В этот сезон распродажи происходят по такому принципу: ограниченное время продажи сейчас, а глубина бронирования и на зиму, если компания расписание сформировала.

Что касается бизнес-класса, то там скидки на билеты если и предоставляются, то не для стимулирования продаж на конкретный рейс, а в рамках маркетинговой акции. В этом классе билеты бронируются для деловых поездок, глубина брони небольшая, и снижение цены, скажем, на 20 процентов на планы "профильных" клиентов не влияют, а из остальных клиентов мало кто и в этом случае решиться доплатить, чтобы сменить место в экономклассе на просторное кресло в передней части салона.

Янис Дзенис, PR-директор Aviasales:

Как и другие акции перевозчиков, аукционы - это маркетинговый ход для привлечения интереса пассажиров. Финские авиакомпании такие аукционы уже проводят, на них, в частности, можно поднять класс своего билета.

Подготовила Татьяна Шадрина