Как ни странно, сегодня в школе по закону нельзя оказывать ученику медпомощь, в том числе - экстренную. Хотя медики в российских гимназиях, кадетских корпусах, институтах благородных девиц были с ХIХ века.
- К сожалению, в законе написано, что медицинская помощь может оказываться в стационарах, на дому, скорой медпомощью на улице. А вот про образовательные организации ничего не говорится. И это отсутствие двух слов в законе стало приводить к тому, что стала рушиться вся система оказания медпомощи в школах, - рассказала завлабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков профессор Ирина Рапопорт.
Что может измениться в законодательстве?
- Надо решить два важных вопроса - засчитывать льготный стаж медикам, которые работают в школах, смягчить требования к лицензированию медкабинетов в образовательных организациях, - высказала предложения член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова на круглом столе в "Российской газете", где обсуждалась эта тема. По ее словам, лицензировать медкабинеты сейчас практически невозможно.
К сожалению, сейчас требования к медкабинетам такие строгие, что школа иногда не в состоянии их выполнить. Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, к слову, профессор, детский хирург, считает, что одновременно с этим надо дать право учителям оказывать первую медицинскую помощь. Сегодня они даже царапину помазать зеленкой ученику не могут. Все, что они могут сделать, это позвонить родителям и вызвать "скорую помощь".
- Я уверен, что каждый человек должен знать, кто такой Чайковский, Пушкин, и уметь оказывать первую помощь, - рассказал Дмитрий Морозов. - Надо усилить ответственность родителей за здоровье детей, прописав это в законе, пусть пока и мягко. Надо избавить педагогов от лишней нагрузки, связанной с анализом несчастных случаев, вернуть в школу стоматологическую помощь и привлечь к оплате труда школьных медиков средства фонда ОМС.
Представители минобрнауки обеими руками за возвращение медиков, но задают резонные вопросы, которые требуют ответов: какой должна быть квалификация медработников в школах и садах, каким будет график их работы, ведь многие школы сейчас работают по принципу полного дня? Как сделать их зарплату достойной?
- Особая забота - инклюзивные школы, где должны быть специалисты, которые знают особенности здоровья учеников, - подчеркнула заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования минобрнауки Жанна Садовникова.
Должен ли учитель знать диагноз ученика? "Учителю его знать не нужно. Но медик должен дать педагогу рекомендации по учебной и физической нагрузке для конкретного ученика", - считает ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев.
По его мнению, учитывая объединение школ, медик должен быть в каждом школьном здании. Условно говоря, если школа имеет пять корпусов, то в каждом должны быть медсестра или врач. При этом от сбора согласий и отказов от прививок медиков можно освободить. Это может сделать социальный педагог или психолог. Сейчас по нормам на одного медика может приходиться от 800 до 1200 школьников. Это слишком много.