Телеканал Союзного государства встретил 10-летие в новом формате
Когда недавно в гостях у редакции "СОЮЗа" новый председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства (ТРО) Николай Ефимович пообещал, что телеканал в свой день рождения выйдет в эфир обновленным на 90 процентов, слова эти показались фантастикой. Но именно так и случилось: сегодня, специально для читателей "СОЮЗа", руководитель ТРО представляет новую сетку и концепцию канала.
У вас в кабинете большой телеэкран, где теперь два логотипа: ТРО и БелРос. Поздравляем с юбилеем и с началом нового вещания!
Николай Ефимович: Да, перезагрузка, вопреки многим обстоятельствам и прогнозам, прошла успешно. С 25 сентября наш телеканал работает в новом формате. Вот прямо сейчас в эфире программа наших белорусских партнеров о прекрасном театральном актере, народном артисте СССР Геннадии Овсянникове - цикл "Наши про нас". Раньше такой программы не было: у нас на сто процентов новая сетка. Мы сами даже до конца не верили, что это удастся. Ведь ребрендингом занялись всего лишь полгода назад. Для запуска канала фактически с нуля это немыслимый срок. Плюс формирование новой команды, миллион разных оргвопросов и проблем, и все в рамках того бюджета, который был.
А стоило так рисковать?
Николай Ефимович: Мы безусловно благодарны нашим предшественникам: они действительно заложили основу Союзного телевидения. Но то, что с учетом всех современных вызовов - общественно-политических, информационных, медийных, канал должен выйти на новый виток развития, сомнению не подлежит.
Так что с 25 сентября у нас открылось фактически второе дыхание. Мы решали сразу несколько задач: перезапустить телеканал, сформировать новую команду, подготовить концепцию развития на ближайшие пару лет. И тут оказалось, что без кардинальных изменений в деятельности самой телерадиовещательной организации не обойтись. Пришлось готовить целый пакет предложений: теперь ждем совместную коллегию Минкомсвязи России и Министерства информации Беларуси, на которой будут рассмотрены вопросы эффективности деятельности союзных СМИ. И главный вопрос - о реформе телерадиовещательной организации, в первую очередь телеканала.
Как формировалась сетка канала?
Николай Ефимович: Базовая вещь - создание новых собственных программ. Они создаются с помощью партнеров, так как своего творческого состава с собственным производством согласно уставным документам у нас нет. На каждый проект мы объявляем конкурсы. В Беларуси без конкурса формируем пул партнеров, предъявляя высокие творческие критерии. В первую очередь это те, кто уже зарекомендовал себя на союзном медийном поле.
Большая часть нынешней сетки - новые программы нашего производства. Плюс закупаемый контент - уже готовые передачи или циклы, которые с успехом прошли на национальных каналах Беларуси и России. И наконец, полностью обновленная линейка художественно-документальных фильмов, как современных, так и с ностальгической ноткой - советских. Мы даже решились вернуть на канал сериалы.
А какими будут новости?
Николай Ефимович: Один из главных приоритетов - создание по-настоящему качественных союзных новостей. От прежних осталось только само название "Союзинформ". Оно хорошее, точное. Новости, конечно, присутствовали и раньше, но они были совершенно неоперативными. Мы сразу поменяли партнера-производителя новостных программ, всю стилистику их подачи. "Союзинформ" выходит восемь раз в сутки, каждые три часа. Причем каждый следующий выпуск обязательно идет с обновлением.
Представьте, условно говоря, топ новых программ канала.
Николай Ефимович: Ток-шоу "Есть вопрос": самая горячая повестка недели. Снимается программа в Минске, с участием - обязательное условие - российских экспертов. О чем больше всего говорили в последнюю неделю и у нас, и даже во всем мире - российско-белорусское учение "Запад-2017". Так что первое ток-шоу на эту тему.
Программа "Государственный интерес": с Госсекретарем Союзного государства Григорием Алексеевичем Рапотой раз в месяц мы обсуждаем самые интересные темы и важные события из жизни Союзного государства. Вводим стрит-ток, когда прямо с улицы наши граждане задают вопросы Госсекретарю.
Цикл интервью "Наши люди" будет выходить раз в неделю. Собеседники - не только российские и белорусские политики, экономисты, деятели культуры, но и люди, просто интересующиеся историей и реалиями двух стран. Герой первого выпуска, например, известный союзный политик Франц Клинцевич. Он даже читает на белорусском языке "У Лукоморья дуб зеленый...".
У каждого телеканала сегодня обязательно есть передача о путешествиях. У нас это "Карта Родины". Мы хотели найти свою "фишку": ведущий - парень-россиянин едет по Беларуси. Со стороны Минска замечательная девушка-красавица путешествует по России. Но отправляются они не куда глаза глядят: есть сюжетное переплетение - Браславские озера и Селигер. Или исторические города-соседи - Псков и Витебск.
Уже сняты первые выпуски кулинарной программы "Братская кухня". Ее лицом стала самая известная телеведущая Беларуси Алена Спиридович, которая вот уже 25 лет ведет музыкальный фестиваль "Славянский базар". В "Братской кухне" проявляются наши общие кулинарные корни, а зрителей ждет сюрприз, необычный для программ такого рода.
"Минск - Москва". Мы решили, что в нашей сетке не хватает сугубо потребительской программы. На что имеют право наши граждане во всех важных жизненных сферах.
"Новое PROчтение". Россияне и белорусы читают одни и те же книги, любят одних и тех же писателей. Ведущие программы - минчане Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский - сами создают замечательные книжки для детей и подростков.
"Фабрика кино". "Беларусьфильм" давно стал известной киноплатформой: многие российские студии предпочитают сегодня вести съемки именно там. Новости с площадки дополнены ностальгическими архивными материалами. Еще в нашей сетке - две премьеры: белорусский фильм "Государственная граница" и документальная лента "Арктика. Край света".
Где смотреть?
Николай Ефимович: Мы спутниковый платный канал. В нашей концепции ставится вопрос о создании общедоступного Союзного телевидения, но на сегодняшний день реалии таковы, что смотреть нас можно в пакетах цифрового телевидения всех ведущих операторов как в России, так и в Беларуси. Канал, правда, в разных пакетах позиционируется пока по-разному: просветительский, историко-культурный, научно-познавательный, даже этнический. Так что по этому вопросу будем работать с операторами. Мы - общественно-политический канал!
Кто смотрит ТРО?
Николай Ефимович: Потенциальная аудитория у нас: 50-60 миллионов, если мы возьмем все домохозяйства в России и Беларуси. Безусловно, у нас намного меньше зрителей. Но цифровое телевидение развивается очень активно. Нас смотрят не только в России и Беларуси, но и русскоязычное население в Прибалтике, на Украине, в странах СНГ. Чтобы работать на перспективу, мы должны знать свою реальную аудиторию. Поэтому сейчас заказали ее измерение.
Есть ли на канале повторы?
Николай Ефимович: Конечно же, есть, учитывая тот факт, что мы вещаем и на Дальний Восток, и на Сибирь. Поэтому с учетом часовых поясов не нужно удивляться, что программы круглосуточного канала повторяются, допустим, в час ночи и в три часа. У нас огромный охват.
Почему у вас два логотипа?
Николай Ефимович: Да, ТРО и БелРос. Это не совсем обычно, и мы долго дискутировали, как сделать лучше. Потому что, с одной стороны, нам важно показать преемственность. Мы не как черт с табакерки выскочили. С другой стороны, в прежнем названии ТРО нет четкого позиционирования, что это российско-белорусский канал. Зритель теперь при том изобилии телевещания чаще всего выбирает нишевые каналы. Очень важно и нужно, чтобы наш зритель сразу понимал: да, это российско-белорусское телевидение. Свое, родное, близкое. Что БелРос - телеканал, который объединяет, сближает нас!
Сколько человек работают на канале?
Николай Ефимович: Тридцать человек: двадцать четыре в Москве и шесть в Минске.