На Первом канале состоится премьера сериала "Спящие"

Чтобы привлечь внимание к премьерному сериалу "Спящие", который будет показан на Первом канале (9-12 октября в 21.35) в режиме две серии за вечер, достаточно сказать, что роль вице-премьера в нем играет Федор Бондарчук.

Актеру не впервой играть высокого чиновника. Например, в недавно вышедшем на экраны фильме "Про Любовь 2" он также предстал в подобной роли. Но там - депутат, а тут - вице-премьер. Второе - что может заставить зрителя заинтересоваться сериалом - у нас давно не снимали картины в жанре политического триллера. И не просто о шпионских делах минувших дней, а о реальных событиях, происходящих в 2013 году. "Все события вымышлены. Любые совпадения случайны", - эта надпись в начальных титрах не более, чем игра со зрителем. Ну а как же может быть иначе, если автор сценария картины - Сергей Минаев, известный телеведущий, автор таких скандальных книг, как "ДухLess", "Media Sapiens", "The Тёлки" и "Р.А.Б". Минаев, а вслед за ним и вся съемочная группа фильма буквально - во всех смыслах слова - играют с огнем, потому что действие происходит на Ближнем Востоке. Первые кадры - конкретно в Ливии. И тут нужно сказать, что они способны захватить не менее, чем вступление к сериалу-хиту "Родина", например. Поведение главного героя окажется настолько неоднозначным, что заставит задуматься - а показали бы такое в других странах, кто оказался бы настолько смел?

Режиссер фильма - Юрий Быков, известный по таким работам, как "Жить", "Дурак", "Майор". "Спящие" - его второй сериал, снятый для Первого канала. Первым был получивший множество наград "Метод" с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой в главных ролях. Актриса играет и в "Спящих". Быков известен тем, что умеет делать брутальное мужское кино. Вот и на этот раз он, снимающий прежде только российскую действительность, выходит в содержании на международный уровень, выбрав при этом главным героем картины полковника ФСБ. Эту роль исполнил Игорь Петренко. Генералом ФСБ предстает перед зрителем Юрий Беляев, и уже первое движение его брови в кадре дает понимание, что эта актерская работа будет безупречна. В фильме также снимались Наталья Рогожкина, Дмитрий Ульянов, Александр Рапопорт, Олег Морозов, Карина Разумовская, Елена Подкаминская... Юрий Быков и Сергей Минаев тоже не удержались от участия - к счастью, оба очень кинематографичны.

Перед просмотром сериала лучше сразу положить под рукой все необходимое - потому что времени отвлечься не будет. У картины очень быстрый темп, придется успевать переключаться, следя за цепью вроде бы не связанных между собой событий: нападение боевиков-исламистов на российских дипломатов в Ливии, самоубийство высокопоставленного чиновника МИД, информация о готовящемся в Москве теракте и проникновение боевиков на территорию России, заявление известного правозащитника о фактах коррупции в органах безопасности. Все это на самом деле - многоходовая комбинация западных спецслужб. Штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли - также появится на экране. Оперативная группа во главе с генералом Нефедовым - эту роль и исполняет Юрий Беляев, сын которого погиб во время нападения на дипломатов в Ливии, начинает расследование этих эпизодов. Полковник Родионов, входивший в группу эвакуации в Ливии, вступает в опергруппу Нефедова. Раскрыть причины происходящих событий - их задача.

Сирия, Египет, Ливия, Ирак... Теракты, исламисты... В сериале "Спящие" заметно еще то, что его создатели старались выверить каждый кадр, деталь и персонажа. Например, они показывают различные национальные диаспоры, живущие в Москве - курдскую, армянскую, грузинскую. Запутаться в деталях - легко, как и в марках оружия, например. Сейчас некоторые картины снимают так, что после их просмотра можно составить список недочетов. Но здесь - видна кропотливая работа. По словам создателей, главный референс - советский многосерийный телевизионный фильм "ТАСС уполномочен заявить", а он сделан тщательно. "Спящие" - тоже. Однако Минаев не был бы самим собой, если бы не стремился показать не только работу органов, силы террористических группировок и процесс расследования, но и медиасреду современного мира. Телевидение, работу редакций, вплоть до труда блогеров. Герой артиста Дмитрия Ульянова - Иван Журавлев - наш коллега-журналист. Поэтому людям медийным особенно интересно будет наблюдать и работу редакции, и прообраз создателя российского аналога "Викиликса", и то, как готовятся разоблачительные сенсации. Осталось лишь дождаться эфира и понять, станет ли сенсацией для зрителя сам сериал? Все предпосылки для этого у него есть.

Конкретно

Интересные факты о фильме

Игорь Петренко и Дмитрий Ульянов сами выполняли многие трюки.

Фильм снимали в Москве и в Абхазии.

Основным местом съемок стала ВДНХ. По словам креативного продюсера Елены Лапиной, "там можно найти любой объект и локацию, и мы очень признательны ВДНХ за поддержку". Так же снимали в новом терминале аэропорта Внуково, на монорельсовой дороге, в Москва-Сити и на огромных транспортных развязках, которые перекрывали специально для съемочной группы.

Оригинальную музыку к фильму писали два композитора - Ефим Файфман и Дмитрий Толстов.

Несколько сцен фильма снимались во время действующей выставки в павильоне РОСИЗО на ВДНХ.

О способе передачи разведданных рассказали консультанты фильма. Обмен информации через NFC метку - это абсолютно реальная история. В транспортных картах "Тройка", например, есть такая метка.

Художники по костюмам сотрудничали с российским дизайнером Александром Тереховым.

В фильме говорят на английском, арабском и китайском языках. Во время съемок этих сцен наши актеры говорили на иностранных языках, чтобы добиться правильной артикуляции, затем они были переозвучены носителями языка.

Досье

Кто такие "Спящие"?

"Спящие" - программа иностранных спецслужб, предполагающая использование ранее внедренных в органы государственного управления и крупного бизнеса агентов, ожидающих в "спящем режиме" команду на активные действия. "Спящие" (sleepers) - уже ставшее жаргонным выражение, употребляемое спецслужбами в разных странах, поэтому в названии фильма английский и русский вариант.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"