Средняя зарплата по стране - 33 тысячи рублей, правда, по регионам она значительно отличается. На Чукотке средняя зарплата 86 тысяч, а в Ивановской области - 21 тысяча рублей. Как рассказала министр образования и науки Ольга Васильева, дефицит педагогических кадров сегодня 1,1 процента. "При этом у нас более миллиона учителей - люди до 35 лет", - уточнила министр.
В День учителя по традиции подводятся итоги Всероссийского конкурса "Учитель года". В финал конкурса "Учитель года-2017" вышли пять педагогов. Это Илья Демаков из Санкт-Петербурга, Анастасия Мингачева из Димитровграда, Владимир Пономаренко из Самары, Иван Смирнов из Москвы и Алмаз Хамидуллин из Казани. Среди них два математика, филолог, историк и биолог.
Президентский лицей 239 (Санкт-Петербург)
Республиканский лицей для одаренных (Саранск)
Школа 179 (Москва)
Лицей 1535 (Москва)
Лицей ВШЭ
Школа 57 (Москва)
Школа 1514 (Москва)
Школа 1543 (Москва)
Лицей Вторая школа (Москва)
СУНЦ при МГУ
Школа 1329 (Москва)
Школа Интеллектуал (Москва)
Академический лицей (Санкт-Петербург)
Физико-математическая школа 31 (Челябинск)
СУНЦ УрФУ
Школа 1252 (Москва)
Университетская гимназия МГУ
СУНЦ НГУ
Лицей 1568 (Москва)
Гимназия 9 (Екатерин-
бург)
Кировский экономико-правовой лицей
Вологодский многопрофильный лицей
Лицей 131 (Казань)
Гимназия 80 (Челябинск)
Многопрофильный центр 117 (Омск)
1. 52 года - средний возраст наших учителей. Такие данные приводятся в последнем международном исследовании TALIS, в котором Россия принимала участие.
2. 95 процентов наших учителей имеют педагогическое образование, и большинство преподает один предмет. В европейских странах 53 процента учителей ведут сразу несколько дисциплин.
3. 85 процентов российских учителей - женщины. "Это больше, чем в среднем по странам, принимавшим участие в исследовании (68%). А в Японии, например, женщин в школах только 40 процентов. Молодых педагогов у нас примерно столько же, сколько и в среднем по странам - участницам исследования. А вот доля учителей от 50 до 59 лет - почти 30 процентов. Это гораздо выше, чем в других странах", - отмечает декан Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт Международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS, кандидат педагогических наук Елена Ленская.
4. Наши педагоги не хотят менять место работы. В других странах учителя меняют место работы раз в десять лет. "Но, скажем, в некоторых государствах, например в Японии, Сингапуре, проводится политика ротации, когда учителя обязательно должны сменить место работы, чтобы расширить свой опыт. Наши учителя опытнее своих коллег из других стран, их стаж выше 20 лет. Причем больше 15 лет они не меняли место работы", - отмечает Елена Ленская.
5. Рабочая неделя российского учителя длится 46 часов, в других странах - не более 38 часов. Треть рабочего времени занимает административная работа, прежде всего написание отчетов. Наши учителя на это тратят 4 часа в неделю, в других странах - не больше 3 часов. Еще одно отличие российского образования: директора школ, как правило, ведут уроки в школе. А во многих странах Европы директора - скорее менеджеры.
6. Чтобы стать учителем в России, надо окончить хотя бы бакалавриат, это 4 года учебы. При этом программы составлены таким образом, что на практику приходится довольно мало времени. Иначе страдает профильная подготовка по предмету.
7. Большая часть наших учителей не собирались идти на работу в школу. В среднем в год педвузы и педфакультеты оканчивают около 100 тысяч будущих педагогов. По данным соцопросов, лишь 10 процентов выпускников согласны работать в школе. И стоит ли этому удивляться, если 80 процентов абитуриентов признались, что идут учиться только ради диплома и гуманитарного высшего образования, с которым всегда можно куда-нибудь устроиться на работу. Но в последние два года ситуация стала меняться: из-за роста зарплат молодежь пошла в школу. Сейчас во многих школах можно встретить даже кандидатов наук и выпускников таких престижных вузов, как МГУ. Еще пять-шесть лет назад таких были единицы.
В развитых странах, прежде чем попасть в школу, кандидат должен не только получить образование, но и пройти много ступеней. В Южной Корее учителями становятся лишь 30 процентов выпускников педагогических специальностей. Остальные годами ждут места.