Как-то раз на промышленной ярмарке в Ганновере произошел показательный случай. Президент России лично провел госпожу Меркель по той части российской экспозиции, где демонстрировались наиболее интересные разработки. На стендах "Уралвагонзавода" канцлер Германии увидела переднюю часть трамвайного вагона и макет поезда метро. Проявив осведомленность, Меркель сообщила, что ей известно, какую продукцию выпускают на УВЗ. И теперь она удивлена, что кроме танков там еще могут проектировать и очень современные поезда. На что Владимир Путин, улыбнувшись, ответил на немецком языке: а мы все можем!
Действительно, это уральское предприятие ассоциируется больше с бронетехникой, чем с железнодорожным транспортом. Но сегодня в холдинг УВЗ помимо завода, производящего танки, входит множество предприятий, которые исторически работали на оборонно-промышленный комплекс сначала СССР, а потом и России. На многих из них тоже научились проектировать и производить великолепную, без преувеличения, гражданскую технику. Сейчас на Урале выпускается самый современный подвижной состав для железнодорожного транспорта. А наши электровозы по своим техническим характеристикам и, что немаловажно, по дизайну - на уровне лучших мировых образцов.
Не где-то, а именно на "Уралвагонзаводе" спроектировали лучшие в мире грузовые вагоны из композитных материалов. Такие вагоны легче стальных и значительно долговечнее. Особенность композитных вагонов в том, что они до конца определенного им срока эксплуатации будут как новенькие, негативного воздействия на полотно не окажут.
Понятно, что разработчики бронетехники не могли обойти вниманием гражданскую гусеничную технику. Освоен выпуск достаточно большой ее номенклатуры. Здесь и тракторы, и бульдозеры, и экскаваторы, и многое другое. Однако мало сделать хорошую технику, ее еще надо реализовать. И не всегда те, кому тракторы-экскаваторы очень даже нужны, имеют средства на их приобретение. Здесь тоже ищут и находят новые формы насыщения гражданского рынка современным оборудованием. Недавно Челябинский тракторный завод поставил в Краснодарский край мощный бульдозер на льготных для покупателя условиях. Договор был заключен через одну из компаний, участвующих в государственной программе льготного лизинга, инициатором и проводником которой является минпромторг.
Раньше бытовала шутка: что бы в нашей стране ни делали, всегда получался либо автомат Калашникова, либо танк. Танкисты, как видно, успешно освоили сугубо мирную продукцию. Но и концерн "Калашников" сейчас выпускает не только стрелковое оружие. Там делают беспилотники, которые используются подразделениями МЧС, лесной охраны, бригадами, отслеживающими состояние трубопроводов и линий электропередачи. Под брендом "Калашников" на рынке предлагаются прогулочные катера и даже очень комфортные яхты. Намечен выпуск экологически чистых мотоциклов с электрической тягой.
Еще недавно считалось, что руководители оборонных предприятий самостоятельно не смогут найти продуктовый ряд, который способны освоить подконтрольные предприятия. Даже предполагалось создать некий директивный орган, который будет указывать им, что и в какие сроки производить. Практика показала иное: "оборонка" в состоянии грамотно оценить свои возможности и наладить выпуск именно той продукции, которая востребована на рынке и отвечает мировому уровню качества.