"Коляда-театр" тоже родился из идеи дать жизнь пьесам учеников Николая Коляды. Теперь сочинения Сигарева, Батуриной, Богаева, Васьковской, Богачевой, Пулинович, Шергина ставятся в России и за рубежом, уральская драматургическая школа стала знаменита. От "Коляда-театра" отпочковались Центры современной драматургии в Екатеринбурге, Тюмени, Омске... И вот такое культурное посольство уральских талантов возникает в Москве.
О том, как он отважился на новую авантюру, Николай Коляда рассказал обозревателю "РГ".
Николай Коляда: Идея родилась у бывшего актера нашего театра Олега Билика: еще очень многих талантливых уральских ребят страна не знает, их пьесы не ставят. А художнику похвала нужна, как канифоль для скрипки, работать "в стол" - смерть для драматурга. Так возникла идея филиала, который Билик возглавляет в роли директора. Объявили кастинг, пришли более трехсот человек, отобрали 38. У всех горят глаза, все хотят работать. Среди них есть известные - например, Сергей Мухин, игравший Леху в "Пластилине" Центра драматургии и режиссуры. А вот с помещением случился облом. Театр Труда на Петровке, который нас приютил, теперь сам лишается площадки: оказалось, у него не в порядке какие-то документы.
Но люди из Москомимущества пошли вам навстречу: позволили первые спектакли сыграть в этом помещении!
Николай Коляда: Да, и мы все-таки открываемся спектаклями "Старая зайчиха" и "Ба", приехали актеры "Коляда-Театра" Тамара Зимина, Василина Маковцева и Сергей Федоров, в остальных ролях - москвичи. Мы хотим так "замесить тесто" - показать новым актерам нужный способ существования на сцене, задать уровень. В эти же дни пройдут читки новых пьес и завоевавший популярность "Суп-театр". Праздник состоится! Ведь через все это я уже проходил. "Коляда-Театр" тоже возник в подвале, иногда в зале сидели пять-шесть зрителей. Но мы продолжали играть, и дело пошло: к нам стали ходить люди. Я говорил актерам: потерпите, все у вас будет - и гастроли, и слава, и зарплаты нормальные. И сейчас снова говорю: потерпите - все будет. "Коляда-Театр" начинался с нуля, никто в нас не верил. Я сжимал зубы и твердил: я вам докажу, собаки! В театре было 15 человек - сейчас в нем 120, получают приличную зарплату, у них интересная творческая жизнь: объездили всю Европу, играли в парижском "Одеоне", даем по 70-75 спектаклей в месяц, и всегда аншлаги. В Екатеринбурге сложилась команда, которая прекрасно справляется, когда я уезжаю. Вот скоро полечу в Польшу ставить "12 стульев", и все заработанные деньги пойдут на новый театр.
Все звучит оптимистично. Но как же быть с помещением?
Николай Коляда: Снова кинули клич в Интернете, уже есть предложения. Надеюсь, и министерство культуры поможет. Но главное сделано: нашли таких актеров! Они просто за-ме-ча-тель-ные, честное слово! Одной с нами группы крови. Кругом все заточены на деньги, снимаются в сериалах, халтурят, а эти хотят играть в театре, все схватывают на лету. Они - другие.
Они ошеломлены происшедшим?
Николай Коляда: Нет, они смеялись. Они же знают историю моего театра, как его выселяли из подвала в Екатеринбурге. И вот все повторяется уже в Москве: утром пришли на репетицию - вещи стоят возле театра, и артисты мои хохочут. А что им - плакать? Мы скоморохи: нас погнали - перейдем на другое место и снова играем. Сыграем первые спектакли - и начнем готовить две премьеры с участием московских актеров: "Русскую смерть" Ирины Васьковской и "Фиолетовые облака" Анжелики Четверговой. Их ставит главный режиссер Театра новых пьес, ученик Женовача Владимир Смирнов. А потом, в январе, когда "Коляда-Театр" приедет на гастроли в Москву, я буду с москвичами репетировать большую пьесу. В Екатеринбурге меня спрашивают: что, уезжаете от нас? Никуда я не уезжаю, но хочется помочь ученикам. Поэтому буду в Москву прилетать регулярно, благо всего два часа полета. А пока всех московских друзей зову на открытие театра. Угостим пирогами, общением и спектаклем "Старая зайчиха".